Суд ЕС оставил в силе санкции против ВТБ, ВЭБа и Сбербанка
Европейский суд общей юрисдикции в Люксембурге (первая инстанция судебной системы Европейского союза) отказался удовлетворить иски Сбербанка, ВТБ и Внешэкономбанка (ВЭБ) об отмене наложенных на них санкций, сообщается в пресс-релизе суда (*.pdf).
«Суд постановил, что основания для введения санкций, приведенные Советом ЕС, являются достаточными, а то, как эти основания были изложены, позволяло затронутым компаниям удостовериться в причинах ограничительных мер и оспорить их», — говорится в сообщении.
Первоочередным доводом российских истцов было то, что, по их мнению, акты Совета ЕС о принятии секторальных санкций в отношении конкретных российских компаний и банков лишены содержательных аргументов для применения таких санкций.
Одновременно судом отклонены иски о снятии санкций, поданные компаниями «Роснефть», «Газпром нефть» и «Алмаз-Антей», а также Проминвестбанком (украинская «дочка» ВЭБа) и турецким Denizbank (бывшая «дочка» Сбербанка). Решения Суда общей юрисдикции могут быть обжалованы в Европейском суде, являющемся высшей инстанцией судебной системы ЕС, в течение двух месяцев.
«Внешэкономбанк оставляет за собой право обжаловать состоявшееся решение в апелляционном порядке», — пояснил РБК старший вице-президент и руководитель Правовой дирекции ВЭБа Игорь Краснов. По его словам, в настоящее время ВЭБ проводит правовой анализ вынесенного судом решения.
«Очевидно, что санкции в отношении Внешэкономбанка были введены лишь за деятельность Внешэкономбанка по диверсификации экономики России, а не в результате осуществления неправомерных действий на территории иных юрисдикций. Указанные обстоятельства подтверждены представителями ответчика в суде, заявившими об отсутствии доказательств причастности Внешэкономбанка и его руководства к действиям вне рамок правового поля. ВЭБ в своей деятельности на территории иностранных государств соблюдает нормы действующего законодательства», — сказал Краснов.
Под санкции Евросоюза Сбербанк, ВТБ и ВЭБ (а также Россельхозбанк и Газпромбанк) попали в конце июля 2014 года. Тогда гражданам и компаниям ЕС запретили покупать или продавать выпущенные российскими госбанками новые акции, облигации или «подобные финансовые инструменты» со сроком обращения более 90 дней. Позднее список наложенных ограничений был значительно расширен. В октябре 2014 года Сбербанк обжаловал решение о введении санкций, вслед за ним аналогичные иски подали ВТБ и ВЭБ.
ВТБ, в частности, объяснял суду, что является международным коммерческим банком и не имеет никакого отношения к конфликтным событиям на Украине. Наложенные ограничения причиняют существенный ущерб банку и его дочерним организациям, в том числе на Украине, доказывал ВТБ. Как следует из решения суда, ВТБ предъявлял суду документ, подтверждающий масштабы потерь.
Банки, попавшие под европейские санкции, также обвиняли Совет ЕС в нарушении их фундаментальных прав, закрепленных в Европейской конвенции о правах человека, которая гарантирует право на защиту собственности, бизнеса и репутации.