В Думе предложили освободить часть попавших под санкции физлиц от налогов
Подпавших под персональные санкции физических лиц предложили освободить от уплаты налогов в России, даже если они имеют статус налоговых резидентов России — находятся на ее территории дольше 183 дней ежегодно, следует из текста поправки в Налоговый кодекс, автором которой выступил председатель комитета Думы по бюджету Андрей Макаров. Для этого им нужно будет подтвердить, что в том же налоговом периоде они были налоговыми резидентами иностранного государства. На заседании комитета в понедельник Макаров не стал объяснять суть своего предложения, а также не сообщил, кого коснется поправка, ограничившись сообщением о том, что предлагается уточнить процедуру признания российским налоговым резидентом.
Перечень государств, их объединений, союзов и учреждений, чьи санкции дадут россиянам право освободиться от статуса налогового резидента России, должно будет составить правительство России, сказано в тексте поправки Макарова. Таким лицам нужно будет подать заявление в Федеральную налоговую службу, подтвердив свое зарубежное налоговое резидентство специальным сертификатом, выданным налоговиками иностранных государств. Закону предлагается придать обратную силу: на освобождение от статуса налоговых резидентов России смогут претендовать лица, подпавшие под санкции, начиная с 1 января 2014 года. Заявления о непризнании их российскими нерезидентами в 2014–2016 годах они должны будут подать в ФНС до 1 июля 2017 года, следует из поправки. Смогут ли они претендовать на возврат уже уплаченных налогов, в законопроекте не уточняется.
В России ключевой критерий для определения налогового резидентства физических лиц — нахождение в стране на протяжении 183 дней. В ряде стран ключевой критерий не нахождение в стране физического лица, а проживание в ней его семьи, расположение основного бизнеса или работы, объясняет РБК эксперт по вопросам налогового законодательства крупной международной консалтинговой компании. Случаи, когда лицо проводит в России больше 183 дней, но при этом семья живет в другой стране и у человека возникает коллизия двойного резидентства, возникают достаточно часто, добавляет он.
Именно в 2014 году в отношении России были приняты две масштабные санкционные программы, направленные как против юридических, так и против физических лиц. 20 марта 2014 года власти США ввели персональные санкции против российских бизнесменов и топ-менеджеров госкомпаний из окружения президента России Владимира Путина. Спустя месяц Путин подтвердил, что в число подпавших под ограничительные меры лиц вошли его друзья и знакомые. «Да, это мои хорошие знакомые, друзья. Они зарабатывали свои капиталы еще до того, как мы были знакомы... Мне не стыдно за моих друзей», — сказал Путин в ходе прямой линии 17 апреля 2014 года. В частности, санкции коснулись владельца Volga Group Геннадия Тимченко, владельца «Стройгазмонтажа» Аркадия Ротенберга, владельца СМП Банка Бориса Ротенберга, совладельца банка «Россия» Юрия Ковальчука, главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина, экс-президента РЖД Владимира Якунина, гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова. В течение 2014 года примеру США последовали власти ЕС, Австралии, Канады, Швейцарии.
Ранее российские власти уже одобряли преференции для тех, кого коснулись иностранные ограничительные меры. Так, частным банкам, в отношении которых действуют международные санкции, было разрешено оперировать бюджетными деньгами, если принято соответствующее решение правительства. Эта мера коснулась двух структур, отвечающих требованиям Минфина: банка «Россия» и СМП Банка.
Кроме того, власти изучали возможность выплаты компенсаций, в случае если на имущество российских граждан за рубежом обращается взыскание в связи с вынесением неправосудного судебного решения. Для этого Дума 8 октября 2014 года приняла в первом чтении так называемый закон Ротенберга. Этому предшествовал арест в Италии нескольких объектов недвижимости, принадлежащих Аркадию Ротенбергу, подпавшему под санкции Евросоюза в связи с событиями на Украине.
В американском списке физических лиц, в отношении которых действуют санкции из-за событий на Украине, сейчас числятся 56 россиян, в европейском — 157 человек (граждане России и Украины). В списке физических лиц, на которых наложил санкции Минфин США в связи с делом аудитора Сергея Магнитского, числятся 44 человека. Список Магнитского был принят в 2013 году; после 1 января 2014 года в него добавили 26 россиян.