Против доллара: стоит ли покупать растущие сырьевые валюты
Укрепление рубля на фоне роста цен на нефть выше $50 за баррель сделало российскую валюту одним из самых привлекательных активов для инвестиций в этом году, пишет агентство Bloomberg. Западные инвесторы используют рубль в стратегии carry trade, торгуя на разнице в ставках: занимают валюту за рубежом под низкий процент, а затем покупают рублевые бумаги с высокой доходностью. По данным Комиссии по торговле товарными фьючерсами США (CFTC), к 4 октября объем длинных позиций во фьючерсах на рубль достиг исторического максимума в 77,6 млрд руб. — это в 8,3 раза больше, чем совокупный объем ставок на падение российской валюты.
Аналитик банка JP Morgan Chase & Co Саад Сиддики, который, согласно рейтингам Bloomberg, давал самые точные прогнозы по рублю в третьем квартале, предупреждает, что в настоящее время российская валюта выглядит переоцененной. Это делает ее особенно уязвимой перед резкими движениями цен на нефть в будущем, которые могут спровоцировать масштабные распродажи, поясняет эксперт.
Во вторник индекс относительной силы рубля (RSI, relative strength index — технический индикатор), который определяет вероятность смены тренда, составил 35 единиц, тогда как уже 30 единиц свидетельствуют о том, что валюта может ослабнуть, отмечает Bloomberg.
Однако заявление президента Владимира Путина о готовности сократить добычу нефти в России, которое он сделал 10 октября, помогло рублю выдержать укрепление доллара США, подтолкнув котировки нефти до самого высокого уровня за 12 месяцев — выше $53 за баррель, пишут в своем обзоре аналитики Sberbank CIB Том Левинсон, Искандер Луцко и Владимир Цибанов. Ранее стратег по развивающимся рынкам хедж-фонда BlackRock Серхио Триго Пас заявлял, что стоимость нефти может дорасти до $60 за баррель, и это делает рубль «почти обязательным» для покупки. Банк JP Morgan Chase & Co, в свою очередь, ожидает укрепления рубля еще на 3,5% от текущего уровня до конца года.
Рубль — не единственная валюта, которой в этом году удается расти против доллара США. Аналитики Sberbank CIB добавляют, что реальное сопротивление доллару в этом году оказывают и другие сырьевые валюты, в том числе канадский доллар, южноафриканский ранд, мексиканский песо и бразильский реал.
Лидеры и аутсайдеры
По данным терминала Bloomberg, лидером роста по отношению к доллару США с начала года стал бразильский реал, который укрепился на 23,5%. На втором месте — рубль, который за это же время вырос на 17,9%, а замыкает тройку лидеров японская иена (15,7%). В десятку лучших валют также входят исландская крона (13,5% к доллару), замбийская квача (11,11%), киргизский сом (10,9%), колумбийский песо (8,9%), южноафриканский рэнд, лоти Лесото и намибийский доллар (по 8,6%). Норвежская крона, которая выросла к доллару чуть меньше, чем на 8,6%, оказалась у нижней границы рейтинга.
Другие сырьевые валюты показали более скромную динамику: курс канадского доллара поднялся на 4,7%, а австралийского доллара — на 3,6%. Мексиканский песо и вовсе упал с начала года на 9,5%. Его результат, впрочем, не сравнится с динамикой худших валют этого года — венесуэльского боливара, мозамбикского метикала и суринамского доллара, которые рухнули на 37, 38 и 46% соответственно.
Исследовательская компания Capital Economics в своем обзоре, опубликованном 11 октября, предупреждает о высоких политических рисках в Мексике и ЮАР, которые могут оказать давление на курсы песо и рэнда. Мексиканская валюта колеблется вместе с рейтингом Дональда Трампа в США, который в ходе избирательной кампании обещает принять жесткие протекционистские меры, способные ударить по мексиканской экономике. Кроме того, из-за тесных экономических связей между Мексикой и США песо может сильно пострадать от вероятного повышения ставки ФРС, поясняет Capital Economics. В ЮАР сейчас набирает обороты скандал с министром финансов Правином Горданом, которого собираются привлечь к уголовной ответственности за мошенничество. Также аналитики сомневаются, что текущий рост цен на сырье поможет ЮАР сократить дефицит бюджета.
Высокие политические риски ставят под сомнение и привлекательность бразильского реала, добавляет аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков. «Бразилия находится в политическом кризисе, к тому же там высокая инфляция и максимальная за десять лет ставка на уровне 14,25%. Экономические перспективы страны сомнительны», — отметил он. Для англосаксонских сырьевых валют — канадского и австралийского долларов — характерны сильная зависимость от политики ФРС США и слабая динамика из-за низких процентных ставок в этих странах, заключает Кочетков.
Строго на север
Сырьевые валюты, достойные внимания, инвесторам следует искать не в Африке или Южной Америке, а на европейском севере, считает замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева. По ее мнению, на длинном горизонте рубль будет скорее укрепляться за счет роста цен на нефть и улучшения макроэкономических показателей. При этом основным риском для рублевых вложений является даже не динамика цен на сырье, а неопределенность в политике США. «В долгосрочной перспективе доллар может снизиться до 50 руб.», — прогнозирует эксперт.
Норвежская крона является сегодня одной из самых дешевых валют Европы, напоминает Кокорева. Если в ноябре странам ОПЕК удастся договориться о сокращении добычи нефти, то она продолжит расти, поясняет аналитик. Финансовый гигант Bank of America Merrill Lynch в своем валютном обзоре 7 октября также рекомендовал инвесторам присмотреться к кроне: Банк Норвегии на последнем заседании в четвертый раз подряд сохранил процентную ставку на уровне 0,5% и намекнул на ужесточение монетарной политики. «В среднесрочной перспективе мы рекомендуем покупать норвежскую крону во время каждого спада», — пишут авторы обзора.
Старший портфельный управляющий УК «КапиталЪ» Вадим Бит-Аврагим подчеркивает, что в сырьевые валюты не имеет смысла вкладываться на краткосрочную перспективу. В декабре этого года ставка ФРС, скорее всего, будет повышена, что вызовет масштабную коррекцию на рынках сырья, говорит финансист. А вот инвестиции в рубль или крону на более длительный срок вполне могут себя оправдать.
«Центробанки мира постепенно переходят от монетарного смягчения к фискальному стимулированию (увеличению государственных расходов на проекты, которые смогут сгенерировать экономический рост в будущем). Это значит, что спрос на сырьевые активы будут расти, от чего, в конечном счете, выиграют и соответствующие валюты», — пояснил Бит-Аврагим.