ЦБ впервые обнародовал параметры стрессового сценария для экономики
«В наших расчетах для рискового сценария мы рассчитываем нефть на уровне около $35 за баррель. При реализации этого сценария падение ВВП в 2016 году составит 2–3%, инфляция будет около 7%», — сказала Набиуллина на пресс-конференции по итогам заседания совета директоров в пятницу, 11 декабря.
«Развитие ситуации по такому сценарию возможно в случае существенного замедления экономики Китая и уменьшения спроса на сырье, укрепления доллара США на фоне ускоренной нормализации денежно-кредитной политики ФРС, увеличения поставок нефти из стран — членов ОПЕК и ее добычи из нетрадиционных источников», — говорится в обновленном докладе о денежно-кредитной политике.
Набиуллина отметила, что при реализации рискового сценария будет повышенное инфляционное давление, в первую очередь со стороны курсовой динамики. «Выше будут инфляционные ожидания, и ЦБ придется проводить более жесткую денежно-кредитную политику», — сказала она, добавив, что регулятор будет снижать ставку даже в этом случае, но медленнее.
Впервые Банк России представил рисковый сценарий в докладе «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» в ноябре 2014 года. Тогда подчеркивалось, что развитие этого сценария крайне маловероятно. Сейчас Набиуллина отметила, что «актуальность рискового сценария развития экономики возросла». Новых сценариев, предусматривающих более низкие цены на нефть, регулятор не рассматривает, добавила глава ЦБ.
Базовый сценарий макроэкономического развития Банка России по-прежнему предполагает, что цены на нефть в 2016 году сохранятся на уровне $50 за баррель. «Но выросла вероятность того, что этого не произойдет и цены останутся ниже на более долгий срок», — заявила Набиуллина. Траектория цен на нефть в третьем квартале находилась между базовым и стрессовым сценарием и вероятность сохранения цен ниже $50 стала выше, добавила она.
Тем не менее Набиуллина исключила вероятность повторения шоковой ситуации, которая произошла в декабре 2014 года. 16 декабря 2014 года ЦБ на внеочередном заседании совета директоров поднял ключевую ставку до 17% годовых, руководствуясь «необходимостью ограничить существенно возросшие девальвационные и инфляционные риски». «Ситуация в этом году принципиально отличается от декабря прошлого года. Тогда возникло сразу несколько мощнейших шоков — быстрое и глубокое падение цен на нефть, финансовые санкции, в то же время на декабрь приходился пик выплат по внешним долгам. Ни одного из тех факторов в том объеме, который присутствовал тогда, сейчас нет», — заверила Набиуллина.