ЦБ посоветовал банкам ограничить продажу рискованных облигаций физлицам
Банк России рекомендовал кредитным организациям при размещении субординированных бондов в пользу физических лиц ограничивать их круг только имеющими статус квалифицированного инвестора. Об этом сообщается в письме, подписанном зампредом ЦБ Василием Поздышевым.
ЦБ объясняет, что это нужно для того, чтобы избежать «возможных потерь розничных инвесторов вследствие высокого риска вложений в субординированные облигационные займы кредитных организаций».
О необходимости защиты инвесторов-физлиц при вложениях в суборды регулятор говорил и раньше. «Мы хотим защитить права физических лиц, потому что часто в банках с отозванной лицензией многие люди, физические лица, оказываются владельцами субординированных инструментов, их капитал списывается, а они думали, что у них депозиты или что-то застрахованное. Есть эта проблема», — говорила в феврале, выступая в Совете Федерации, глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
Вложения в субординированные облигации несут больше риска, чем инвестирование в обычные облигации, соглашается генеральный директор УК «Спутник» Александр Лосев. Субординированный долг является капиталом второго уровня, и в случае, если нормативы достаточности основного капитала банка уходят ниже установленного Банком России уровня, субординированный капитал может быть конвертирован в акции банка, а при санации или банкротстве суборды могут быть полностью списаны (как это произошло с банком «ФК Открытие»).
ЦБ решил ограничить распространение субордов среди физлиц квалифицированными инвесторами, учитывая негативный опыт прошлого года, связанный в том числе с санированными банками, объясняет аналитик. Квалифицированные инвесторы, как правило, имеют опыт работы на фондовом рынке и инвестируют не последние свои деньги, поэтому в случае негативных событий они не будут требовать от государства социальной справедливости, как, например, валютные ипотечники или обманутые дольщики, заключает Лосев.
Были случаи, когда недобросовестные участники рынка предлагали вложения в субординированные облигации/депозиты как обычный банковский депозит, только с более высокой ставкой, говорит аналитик Райффайзенбанка Денис Порывай. Однако окончательное решение о том, признавать тот или иной инвестиционный инструмент субордом или нет, принимает Банк России, указывает он. Поэтому в случае, если ЦБ обнаружит манипуляции со стороны кредитной организации в связи с размещением субординированных инструментов, то банк будет не вправе включать их в капитал и списывать в случае возникновения дефицита капитала, объясняет Порывай.