Эксперты указали на достижение компаниями из России рейтингового потолка
Агентства все реже улучшают их рейтинги в условиях санкций и замедления экономикиРейтинги российских нефинансовых компаний стали реже меняться в сторону улучшения: коэффициент рейтинговых действий — соотношение количества повышений и понижений — снижается второй год подряд, свидетельствуют расчеты Аналитического центра при правительстве (есть у РБК). В 2019 году соотношение позитивных пересмотров рейтингов российских эмитентов к негативным снизилось до 2,6, с 3,1 в 2018-м и 5,4 в 2017 году (более ранних данных не приводится), говорится в обзоре.
Это происходит в условиях ограниченного доступа российского бизнеса на международные рынки капитала и замедления роста ВВП страны. В число агентств, действия которых легли в основу расчетов, вошли S&P, Moody’s, Fitch, российские АКРА и «Эксперт РА», а также ряд национальных — японские JCR и R&I, китайское Chengxin International Credit Rating и американское Egan-Jones.
Коэффициент рейтинговых действий в отношении российских компаний снизился, несмотря на то что в феврале 2019 года суверенный кредитный рейтинг России повысило агентство Moody’s, а в августе — агентство Fitch, что автоматически повлекло за собой повышение рейтингов крупных эмитентов, преимущественно с госучастием, отмечается в обзоре Аналитического центра (АЦ). Но в целом число повышений сократилось: в прошлом году их было гораздо меньше, чем в 2018-м, поясняет замначальника департамента экспертно-аналитических работ АЦ Даниил Наметкин. Об увеличении числа негативных рейтинговых действий речь не идет.
Как оценивали оптимизм рейтинговых агентств
Коэффициент рейтинговых действий показывает отношение количества повышений кредитных рейтингов компаний, а также прогнозов по ним (с негативного до стабильного и позитивного) к числу их снижений и ухудшений прогнозов в течение года. Показатель 2,6 означает, что пересмотров прогнозов и рейтингов «вверх» было в 2,6 раза больше, чем пересмотров «вниз». Значение, равное единице, говорит об одинаковом количестве позитивных и негативных действий, а менее единицы — о преобладании пессимистичных ожиданий экспертов.
Показатель не учитывает изменения суверенных и субсуверенных рейтингов, а также рейтингов компаний финансового сектора.
В целом по миру в 2019 году упомянутые агентства чаще снижали, чем повышали, рейтинги нефинансовых компаний: коэффициент составил 0,6 против 1,1 в 2018-м и 1,2 в 2017 году.
В 2017-м коэффициент рейтинговых действий для российских эмитентов был высоким и составлял 5,4: экономика активно восстанавливалась после кризиса, ориентированные на экспорт компании выиграли от девальвации рубля. Однако постепенно эффект от последней исчерпался, усилилась санкционная риторика против России и ожидания рейтинговых агентств в 2018 году ухудшились, рассуждает Наметкин.
Дальнейшее снижение показателя в прошлом году, по словам эксперта, было связано с целым комплексом факторов. Во-первых, это опасения замедления мировой экономики, в первую очередь Китая, на который российские экспортеры сырья делали ставку в условиях санкций. Во-вторых, в течение года крупнейшие мировые финансовые институты несколько раз ухудшали прогнозы по росту российского ВВП. Кроме того, нацпроекты правительства в 2019 году хотя и начали реализовываться, но не с той скоростью, с какой планировалось. Ожидания властей, что при стабильно низкой инфляции и отсутствии внешних шоков инвесторы начнут возвращаться в Россию как в тихую гавань и инвестиционный спрос будет оживать, не реализовались, констатирует Наметкин: в экономике есть более существенные структурные проблемы, препятствующие этому, в том числе инвестиционный климат.
Потолок для рейтингов
В последние годы рейтинговые агентства активно пересматривали «вверх» рейтинги и прогнозы по российским эмитентам, и в какой-то момент у многих они оказались высокими относительно не только других развивающихся рынков, но и суверенного рейтинга России, замечает старший аналитический директор московского офиса S&P Global Ratings Борис Копейкин. У нескольких корпоративных эмитентов, в частности у ЛУКОЙЛа и НОВАТЭКа, рейтинги уже выше странового, хотя такое возможно лишь в исключительных случаях — для особо сильных компаний с большой экспортной выручкой. Ожидать такого же быстрого роста для них сложно, говорит эксперт: «Большинство крупных нефтяных и газовых компаний и часть металлургических уже достигли очень высокого уровня рейтингов для существующих в России институциональных и страновых рисков».
Агентство Moody’s в 2019 году также в основном повышало рейтинги российским компаниям, прежде всего вслед за повышением суверенного рейтинга страны, говорит младший управляющий директор группы корпоративного финансирования агентства Moody’s Виктория Майсурадзе. В итоге ряд компаний сейчас имеют рейтинг от Moody’s на уровне странового потолка и если суверенный рейтинг не будет повышаться (чего агентство не ждет, прогноз по нему стабильный), то повышение рейтингов российских эмитентов в дальнейшем может быть в основном точечным, добавляет эксперт. При этом в России у агентства страновой потолок по рейтингу выше суверенного (например, у «Газпрома» и ЛУКОЙЛа): так, суверенный рейтинг — Baa3, а страновой потолок по долговым обязательствам в иностранной валюте — Baa2.
Агентство Fitch в прошлом году более 20 раз повысило и всего один раз снизило рейтинги российских нефинансовых компаний, замечает старший директор по корпоративным рейтингам агентства Fitch Дмитрий Маринченко. Доля рейтингов инвестиционного уровня (ВВВ- и выше) выросла с 30 до 36% в основном из-за повышения суверенного рейтинга. В отсутствие новых санкций количество позитивных и негативных пересмотров корпоративных рейтингов в 2020-м может оказаться минимальным за последние годы, добавляет он.
У АКРА в 2018 и 2019 годах рейтинговый коэффициент находился на уровне 4, сообщила старший директор, руководитель группы корпоративных рейтингов АКРА Екатерина Можарова. В целом на снижение темпов повышения рейтингов могло повлиять исчерпание эффекта низкой базы после понижений 2015 года, отмечает она.