ЦБ составит для банков черные списки клиентов
В среду, 9 декабря, комитет Думы по финансовому рынку одобрил поправку в закон об отмывании, которая дает Росфинмониторингу право сообщать Банку России о гражданах и компаниях, заподозренных банками в отмывании доходов или финансировании терроризма. В свою очередь ЦБ будет доводить эту информацию до кредитных организаций. Банки должны будут учитывать эту информацию.
Сейчас банки обязаны сообщать Росфинмониторингу о случаях отказов в открытии счетов, расторжения действующих договоров, а также об отказах в проведении операций клиентам, если тех заподозрили в отмывании или финансировании терроризма. Но Росфинмониторинг не имеет права куда-либо передавать эту информацию или предавать ее публичности, сказал на заседании комитета замруководителя Росфинмониторинга Павел Ливадный.
Кроме Росфинмониторинга инициативу поддержали Минфин и первый вице-премьер Игорь Шувалов, добавил Ливадный.
Однако некоторые аспекты нововведения вызывают вопросы у участников рынка. «Странно, что банки по сути должны создавать эти списки, — говорит представитель финмониторинга крупного банка. — По большому счету, если Росфинмониторингу поступает информация о сомнительных операциях компании, то он должен передавать эту информацию в суд и правоохранительные органы. Банкам опять дают несвойственные им функции. Банки — это коммерческие организации, но сейчас они исполняют функции правоохранительных органов, налоговой, миграционной службы и паспортного стола», — говорит сотрудник департамента, работающего с Росфинмониторингом, крупного банка.
Еще одна проблема в том, что рекомендации ЦБ для банков — практически святое, и ни один банк не рискнет не исполнить их, говорит Андрей Емелин из общественной организации Национальный совет финансового рынка. «На практике банки просто включат в свои перечни людей и компании, о которых им сообщит Центробанк, и будут всем им отказывать в обслуживании», предупредил Емелин.
Банкиры, с которыми поговорил РБК, обратили внимание на то, что в законе не прописана процедура исключения из черного списка. Ливадный говорит, что процедура исключения не предусмотрена, чтобы «не придавать высшей степени легитимности этому списку». «Речь даже не о рекомендациях банкам со стороны ЦБ, а о «достаточно мягком доведении информации», поддержал Ливадного представитель ЦБ Алексей Гузнов.
Банкир из крупного частного банка опасается, что на первых порах список действительно будет носить рекомендательный характер, но потом может выйти какая-нибудь инструкция ЦБ, которая сделает его обязательным. Представитель другой крупной кредитной организации утверждает, что список и без этого банкиры будут воспринимать как обязательный, а не как рекомендательный.
Но в целом отношение к списку положительное. «Мы относимся нейтрально к поправкам в закон об отмывании. Если раньше мы не всегда могли обосновать свой отказ в обслуживании, то сейчас это станет удобней», — говорит зампред правления банка «Уралсиб» Алексей Гонус.
Сейчас многие банки обмениваются информацией о подозрительных клиентах между собой, однако этот обмен носит частный и несистемный характер, говорит Алексей Гонус.
В начале декабря «Коммерсантъ» писал о том, что ЦБ разослал по крупным банкам списки подозрительных клиентов, в итоге банки позакрывали счета большому количеству компаний.