Банки раскритиковали усиление контроля за переводами денег из-за рубежа
Власти собираются следить за платежами в рамках борьбы с нежелательными НКОНациональный совет финансового рынка (НСФР) и Ассоциация банков России (АБР), в которые входят крупные игроки, раскритиковали поправки ко второму чтению в законопроект о противодействии нежелательным организациям в стране. Документ был внесен на рассмотрение Госдумы в мае парламентариями из комиссии по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России и в первой версии не касался изменения антиотмывочного законодательства. На 9 июня намечено принятие закона в третьем, окончательном чтении.
Свою позицию НСФР и АБР обозначили в письмах одному из авторов инициативы, главе комитета Госдумы по безопасности Василию Пискареву. РБК ознакомился с документами, их отправку подтвердили замруководителя НСФР Александр Наумов и вице-президент АБР Алексей Войлуков.
Сам Пискарев передал через пресс-службу, что письма от НСФР и АБР еще не поступили, и отказался от комментариев. Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сказал РБК, что тоже не получал обращений от банковских объединений.
Участники рынка «концептуально не поддерживают» поправки, которые касаются основного антиотмывочного закона (115-ФЗ), и предписывают банкам вести обязательный контроль за переводами в пользу физлиц и компаний из некоторых зарубежных стран.
«Банки прогнозируют рост затрат на контроль в десятки, а некоторые в сотни раз. Срок вступления поправок в силу — 1 октября этого года — нереалистичен», — говорит Наумов. Он подчеркивает, что доработки в законопроект были внесены неожиданно, без обсуждения с рынком. На тот же недостаток указывает и Войлуков: «Понятно, что есть политическая и государственная необходимость, но вот так, с наскока, за три дня прописать [поправки], не проконсультировавшись с основными участниками рынка, некорректно».
Какие антиотмывочные поправки попали в законопроект об НКО
Работа неправительственных и некоммерческих организаций (НКО), получающих финансирование из-за рубежа, в России уже ограничивается. В частности, 272-ФЗ, известный как «закон Димы Яковлева», содержит статью о приостановке деятельности НКО, получающих деньги из США и занимающихся политикой. Группа депутатов Госдумы предложила ее усовершенствовать и внесла 4 мая законопроект «о противодействии нежелательным организациям». В пояснительной записке утверждалось, что такие иностранные структуры проводят обучение гражданских активистов из России для «продвижения протестных настроений в массы». В частности, документ предлагает расширить перечень признаков, по которым организацию можно отнести к «нежелательным», и включить в него пункт о посредничестве при проведении финансовых операций с уже запрещенной НКО. 14 мая Госдума приняла законопроект в первом чтении.
При подготовке ко второму чтению в законопроекте появились поправки касаемо антиотмывочного закона. Депутаты предложили обязать банки вести обязательный контроль за переводами денег из-за рубежа в пользу физлиц или компаний, если средства поступают из отдельных стран или с территорий, обладающих самостоятельной правоспособностью (обычно образуются при политическом расколе в стране). Перечень таких государств и территорий определяет уполномоченный орган. Сейчас контроль за исполнением 115-ФЗ осуществляет Росфинмониторинг, куда банки также передают сообщения о подозрительных операциях клиентов. Эта служба уже формирует подобные списки стран и территорий для контроля за эмитированными там картами.
8 июня Госдума приняла законопроект во втором чтении; третье, заключительное, намечено на 9 июня.
Что не устраивает банки
В письме НСФР приводятся разные аргументы против текущей редакции законопроекта. Почти все они сводятся к тому, что новые правила контроля потребуют от банков «значительных финансовых расходов» и отслеживания всех операций из-за рубежа практически в ручном режиме.
Участники рынка указывают, что выделение «политических» НКО из общей массы некоммерческих структур вроде детских садов или садоводческих товариществ затруднит работу автоматизированных комплаенс-систем банков. Но больше всего банки беспокоит появление нового типа операций, о которых придется докладывать в Росфинмониторинг.
«Смущает новый вид контроля в отношении платежей физическим и юридическим лицам на любую сумму из-за границы по закрытому перечню стран. Например, человек заплатил за товар в интернет-магазине, потом от него отказался и вернул деньги — это попадет под контроль», — приводит пример Наумов.
В письме АБР отмечается, что объем сообщений в Росфинмониторинг только по одному новому коду может превысить весь текущий объем в два-три раза. Банкам придется увеличить численность комплаенс-менеджеров как минимум на 50%, констатируют банкиры.
«Мы предложили исключить платежи с использованием платежных карт (p2p-переводы), поскольку такие переводы не дают банку достаточно информации, чтобы что-то выявить. Больше информации банк может получить только в платежном поручении от клиента, карточные переводы этого не позволяют. В противном случае банки будут вынуждены требовать от клиентов больше информации и пояснений по переводам из-за рубежа», — отмечает Войлуков.
Участники рынка также просят отложить срок введения новых требований. В письме АБР есть предложение сдвинуть его на 180 дней с момента вступления закона в силу. НСФР рассчитывает перенести этот срок с 1 октября текущего на 1 июля будущего года.
Крупные банки указывают на те же риски нового законопроекта.
- «Из-за отсутствия пороговых сумм и расширения субъектного состава участников операций количество направляемых банком сообщений в день возрастет в 4–5 раз», — оценивает представитель Тинькофф Банка.
-
Не все поля отчетности, направляемой в Росфинмониторинг, поддаются автоматизации — часть приходится заполнять вручную, замечает начальник департамента финансового мониторинга банка «Зенит» Людмила Соколова. Именно поэтому вырастут затраты организаций на дополнительный персонал и его обучение.
- Директор по финансовому мониторингу и комплаенсу Росбанка Александр Попов также прогнозирует необходимость расширения штата комплаенс-сотрудников. Он напоминает, что недавно банки перешли на новый формат отчетности перед Росфинмониторингом и новые правила могут создать «значительные затруднения».
- В Сбербанке и ВТБ отказались от комментариев, остальные банки из топ-20 не ответили на запрос РБК.
Оправданны ли опасения банков
Российские банки уже обязаны следить за операциями НКО наравне с коммерческими компаниями, если сумма транзакции превышает 600 тыс. руб., напоминает партнер юридической фирмы «Арбитраж.ру» Владимир Ефремов. Законопроект ликвидирует пороговое значение для НКО и отмена даже только этого пункта, по его словам, приведет к кратному возрастанию нагрузки на комплаенс-подразделения кредитных организаций. «Позиция банков безусловно заслуживает внимания, как минимум для таких существенных изменений потребуется переходный период», — считает он.
Новые требования приведут к повышению нагрузки на банки, но это быстро трансформируется в повышение требований к клиентам, считает советник по спецпроектам коллегии адвокатов «А1» Сергей Демкин. «Относительно скоро такая функция будет автоматизирована, и трудозатраты по сбору документов и доказыванию лягут на плечи получателей платежа», — констатирует эксперт.
Росфинмониторинг не раскрывал, переводы из каких стран могут попасть на особый контроль банков. Перечень государств будет доведен до кредитных организаций, заверил РБК представитель службы. Помимо офшорных юрисдикций в него могут попасть США и Чехия, которые ранее были включены правительством в перечень недружественных по отношению к России стран, предполагает Ефремов.
Есть ли шанс «развернуть» спорный законопроект
«Я банки понимаю: очевидно, это затраты. В то же время я понимаю цель, которую преследует Росфинмониторинг. Это то, что из-за рубежа идут переводы, которые не на благовидные цели используются, это распространенная практика — финансирование разных подрывных лиц или организаций. <…> Когда стоят вопросы национальной безопасности или пресечения деятельности лиц, которые проводят внутри страны разрушающую работу, должны быть задействованы все механизмы», — рассуждает Аксаков.
Представитель Росфинмониторинга сообщил РБК, что служба поддерживает поправки в антиотмывочный закон, поскольку они «соответствуют имеющимся рискам». Вопросы практической реализации норм будут обсуждаться с банками после принятия законопроекта, но до вступления в силу, добавил он. В Центробанке не ответили на запрос РБК.
«Если наши предложения не учтут, будем думать, как можно повлиять на ситуацию, насколько Совет Федерации может заступиться [за банки] и более трезво выступить», — замечает Войлуков. Наумов, в свою очередь, допускает, что банки начнут обращаться в ЦБ с просьбой временно не наказывать за допущенные нарушения новых норм.