Экономисты допустили снижение ключевой ставки ЦБ до 11,5%
Ставка будет ниже
«Регулятор однозначно дал понять рынку, что рассматривает вариант дальнейшего снижения ставки как наиболее вероятный, — это понятно и из его комментария к последнему снижению, и из последующих выступлений руководства Банка России», — говорит главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин.
У ЦБ для этого есть основания. В последние два месяца произошло активное замедление инфляции — недельная инфляция держится на уровне 0,1 п.п. почти два месяца, и у Банка России есть «инфляционные» аргументы для снижения ставки, напоминает главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова. Она напоминает, что глава ЦБ Эльвира Набиуллина 8 июня заявила, что пик инфляции пройден.
При этом показатели темпов экономического роста говорят об углублении рецессии: апрельская статистика свидетельствует, что объем промышленного производства снизился на 4,5% в годовом исчислении, розничные продажи упали на 9,8%. Это оставляет мало сомнений в том, что ЦБ 15 июня снизит ставку, пишет аналитик Sberbank CIB Владимир Пантюшин.
Идти на более резкое, чем 100 б.п., снижение ЦБ, скорее всего, не захочет. Темпы снижения инфляции в ближайшие месяцы упадут, во многом позитивные данные по ним были вызваны укреплением рубля, которое, судя по всему, завершилось, говорит главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров. «При этом реальные ставки все еще находятся в отрицательной зоне, и вряд ли ЦБ будет снижать ставку резко», — добавляет он.
С ним согласен главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Олег Кузьмин. «Значительная часть от резкого повышения ставки в декабре уже отыграна, рубль не так крепок, и новые намерения по восстановлению резервов будут требовать более жесткой политики», — говорит Кузьмин.
Экономике не лучше
С начала года Банк России уже трижды снижал ставку — в общей сложности на 4,5 п.п. В последних пресс-релизах регулятор объяснял, что делает это «учитывая ослабление инфляционных рисков при сохранении рисков существенного охлаждения экономики».
Однако помочь оживлению экономики снижение ставки пока не смогло, говорят экономисты. «Ставки кредитования реального сектора, судя по статистике ЦБ, стали снижаться вслед за ключевой, но на экономике это сказалось незначительно», — считает Тихомиров. Вопрос оживления экономики не так прост, только уменьшением стоимости кредитования его не решить, важнее общая ситуации в экономике. «Даже при наличии более низких ставок заемщики не склонны брать кредиты, это сложный период, который надо просто пережить, прежде чем мы увидим существенный разворот по инвестициям», — добавляет он.
Наталья Орлова добавляет, что реально экономика ориентируется скорее на валютный курс, чем на ключевую ставку. «Рынок не очень понимает коммуникацию через ключевую ставку и воспринимает валютный курс как основной индикатор экономической стабильности, да и сам регулятор уделяет курсу много внимания», — говорит Орлова. В апреле настроения игроков улучшились, это, например, видно по некоторому восстановлению спроса на розничные кредиты. «Изменения были связаны скорее с укреплением рубля, ощущением, что худшее осталось позади. Коррекция курса, которую мы видим сейчас, может привести к тому, что дополнительного улучшения настроения не произойдет, несмотря на снижение ставки», — отмечает Орлова.
С ней не согласен Кузьмин. «Благодаря снижению ключевой ставки и, соответственно, удешевлению фондирования, мы видим, что некоторые отрасли становятся более конкурентоспособными, и, например, в химической и пищевой промышленности уже заметно импортозамещение. И рецессия в экономике не такая глубокая, как могла бы быть», — говорит он, добавляя, что во многом это происходит благодаря действиям ЦБ.