ЦБ назвал четыре причины слабой долларизации вкладов
Банк России выявил четыре причины, по которым в России не произошло масштабной долларизации депозитов, следует из аналитической записки департамента исследований и прогнозирования ЦБ «Динамика долларизации депозитов в условиях ослабления национальной валюты в России и Казахстане», опубликованной на сайте Банка России.
С начала 2014 года доля валютных депозитов в России выросла с 20 до 35%, в то время как в Казахстане при меньшем ослаблении национальной валюты доля долларовых вкладов выросла с 37 до 65%. За тот же период (с начала 2014-го по конец третьего квартала 2015 года) доллар вырос по отношению к рублю на 102,8%, а по отношению к тенге — на 75,5%.
ЦБ отмечает, что в России основным фактором роста доли депозитов в иностранной валюте был эффект переоценки, а не изменение сберегательных предпочтений граждан, как в Казахстане. Во-вторых, долларизацию вкладов сдержал режим свободного курсообразования.
«Волатильность обменного курса повышает риски, связанные с конвертацией валютных активов, и соответственно снижает ликвидность валютных депозитов», — подчеркивают в ЦБ. Кроме того, режим фиксированного обменного курса зачастую приводит к возникновению асимметричных ожиданий: экономические агенты верят в желание и способность ЦБ сдерживать укрепление национальной валюты, но не ее ослабление, указывается в обзоре. В Казахстане же, напротив, курс был фиксированный, что могло стать причиной куда более сильной долларизации.
Свое влияние оказало повышение Банком России ключевой ставки до 17% в декабре 2014 года, что сделало рублевые депозиты привлекательными и остановило отток вкладов. «Банк России активно влиял через ключевую ставку на процентные ставки в экономике и привлекательность рублевых активов», — говорится в обзоре ЦБ. В Казахстане ставки оставались стабильными из-за того, что Национальный банк не мог проводить активную процентную политику в условиях режима управляемого валютного курса.
Также Банк России предполагает, что резкий рост ставок по рублевым депозитам в России мог отражать желание коммерческих банков сохранить валютную структуру своих балансов, не допустить резкого роста валютных пассивов и возникновения несоответствия между валютной структурой пассивов и активов.