Латвийские банки потребовали у россиян раскрыть налоговую информацию
Банки Латвии разослали россиянам требования раскрыть налоговую и финансовую информацию о себе. В одном из таких писем, которое получил клиент банка Rigensis (есть у РБК), говорится, что с 1 января 2016 года Латвия присоединилась к стандарту Автоматического обмена финансовой информацией (Automatic Exchange of Information или AEOI). Согласно официальному описанию, он обязывает финансовые институты — банки, брокерские, страховые и инвесткомпании — отчитываться об остатках на счетах своих клиентов и движении средств по ним. В том числе надо сообщать о размере полученных процентов по депозитам, дивидендах, доходах от продажи ценных бумаг.
В письме своему клиенту банк Rigensis предупреждает, что должен передать его данные Службе госдоходов Латвии (СГД). А та в свою очередь обязана отправить эту информацию в налоговые службы соответствующих юрисдикций. Другими словами, тех стран, где владельцы счетов банка Rigensis — налоговые резиденты, написано в письме. Первые отчеты по новым (открытым в 2017 году) и крупным счетам (остаток на 31 декабря 2015 года более $1 млн) Rigensis передаст СГД в 2017 году, указано в письме. По всем остальным — в 2018-м. Тогда же Россия, вероятно, начнет обмениваться налоговой информацией с Латвией в рамках AEOI, говорится в ответе пресс-службы СГД на запрос РБК.
К письму банка Rigensis прикреплена анкета, которую должен заполнить получатель. В ней среди прочего надо указать свою налоговую резиденцию и номер налогоплательщика. На заполнение этого опросника Rigensis банк дает своим клиентам месяц. Пресс-секретарь латвийского банка Rietumu Элеонора Гайлиш рассказала, что их клиенты также должны сообщить о своем налоговом резидентстве.
Идентифицировать своих клиентов банки вынуждены из-за новшеств в местном законодательстве, рассказывает пресс-служба СГД Латвии. Имеются в виду правила кабинета министров № 20, которые вступили в силу в январе 2016 года. Там сказано, что все латвийские финансовые учреждения должны определить, с какой юрисдикцией связаны открытые у них счета. Пресс-служба СГД подчеркнула, что это требование распространяется на всех клиентов — а не только на иностранцев или конкретно россиян.
Прибалтийский фальстарт
Запрашивать данные у клиентов латвийские банки могут уже сейчас, но обмениваться налоговой информацией с Россией страна начнет не раньше 2018 года — и то если будет подписано двустороннее соглашение, полагает международный финансовый консультант FCP (Financial Management) Ltd Исаак Беккер. Пока таких договоренностей у России нет ни с одной страной, добавляет он. Партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов не сомневается, что к 2018 году Россия и Латвия такое соглашение подпишут. Он добавляет, что до этого момента ФНС может только запрашивать информацию о счетах конкретных граждан в Латвии.
«Требуя отчитаться о налоговом резидентcтве сейчас, Латвия бежит впереди паровоза», — говорит Беккер. Он считает, что так Латвия хочет улучшить свою репутацию. Местные банки неоднократно привлекали повышенное внимание: не всегда средства на счета в них поступали по правилам, объясняет Беккер.
Впрочем, Латвия не единственная страна, которая начала собирать налоговые данные заранее. В частности, такую информацию запрашивают у действующих клиентов швейцарские банки, рассказывает Кленов из UFG Wealth Management. Кроме того, банки Кипра, Швейцарии и Великобритании (правда, тут это не повсеместная практика) требуют раскрыть налоговую информацию при открытии счета, добавляет Беккер. В стандарте AEOI сказано, что они имеют на это полное право.
Стоит ли сообщать о своем резидентстве?
Санкции за отказ отчитаться перед банком последний устанавливает сам, заявила пресс-служба СГД Латвии. В письме Rigensis банка сказано, что таким клиентам могут отказать в дальнейшем сотрудничестве. Кроме того, банк сообщит Службе госдоходов о клиентах, которые не задокументировали свои счета, говорится в том же письме.
Если вы не ответите на вопрос о налоговом резидентстве, банк, очевидно, просто закроет ваш счет, замечает Кленов из UFG Wealth Management. Сложности у клиента также могут возникнуть, если банк сравнит уже известную и новую информацию о клиенте и итоговая картина будет противоречивой, добавляет Гайлиш.