Китай потратил рекордный объем резервов на поддержку рынка
Международные резервы Китая в августе сократились на рекордную величину — $93,9 млрд, в результате объем резервов опустился до $3,56 трлн, самого низкого уровня с августа 2013 года, следует из опубликованных в понедельник данных Народного банка Китая. Само сокращение — четвертый месяц подряд — неожиданностью не стало, но экономисты, опрошенные Bloomberg, предполагали, что оно окажется чуть меньшим — порядка $70 млрд (консенсус-прогноз). В то же время самые пессимистичные прогнозы не оправдались, учитывая, что на рынке фигурировали цифры в $200 млрд.
В августе Китай продавал казначейские облигации США (treasuries, на них приходится около трети китайских резервов) и направлял полученные доллары на поддержку юаня, сообщал Bloomberg в конце прошлого месяца со ссылкой на неназванных обладателей такой информации. Сколько treasuries было продано, неизвестно. По данным Минфина США, Китай владел американскими госбумагами на $1,271 трлн (первое место в мире по этому показателю) на конец июня, но данные за август будут только в октябре. На то, что Китай в августе действительно продавал treasuries, косвенно указывает еженедельная статистика ФРС США по объему американских госбумаг, хранящихся на счетах Федерального резервного банка Нью-Йорка в интересах других государств. За три последние недели (с 12 августа по 2 сентября) показатель сократился на $27 млрд, какую-то часть этих денег мог вывести Китай.
11 августа китайский Центробанк неожиданно девальвировал юань почти на 2%, что стало крупнейшей разовой девальвацией с 1994 года. Это спровоцировало глобальные опасения, что дела в китайской экономике обстоят хуже, чем предполагалось ранее; последовал спад на китайских и мировых биржах. После девальвации валютные игроки продолжили оказывать на юань спекулятивное давление, и Народному банку пришлось продавать доллары и покупать юани.
Резервы не безграничны
Международные резервы Китая достигли пика в $3,99 трлн в июне 2014 года и с того времени сократились примерно на $430 млрд. Китайские резервы, на две трети размещенные в долларовых активах (согласно рыночному консенсусу, официальных данных нет), будут сокращаться в среднем на $40 млрд каждый месяц до конца 2015 года, показал опрос аналитиков и трейдеров, проведенный Bloomberg во второй половине августа. На первый взгляд текущий уровень резервов Китая — около $3,6 трлн — огромен и позволяет с запасом проводить валютные интервенции любого размера. Но с точки зрения модели МВФ, оценивающей достаточность валютных резервов (Assessing Reserve Adequacy), минимальный уровень резервов, необходимый для поддержания финансовой стабильности, для Китая составляет $2,6 трлн, подсчитали аналитики Citi в прошлом месяце. То есть Китай может себе позволить тратить на интервенции не более $1 трлн — при августовских темпах этот лимит может быть выбран менее чем за год.
Модель оценки достаточности международных резервов МВФ, предложенная в 2011 году и доработанная в 2013-м (.pdf), предполагает, что валютные резервы как минимум должны равняться сумме следующих компонентов: 30% краткосрочного долга страны, 5-10% экспортных доходов, 5-10% денежной массы M2 и 5-10% прочих (средне- и долгосрочных) обязательств перед нерезидентами. Резервы Китая на конец 2014 года (составляли $3,84 трлн) равнялись 149% от минимально необходимых, говорилось в августовском обзоре МВФ по китайской экономике, то есть предел, ниже которого Китаю нежелательно опускаться по методологии МВФ, составляет около $2,6 трлн. Как отмечает Citi Research в обзоре за 21 августа (есть у РБК), по меркам других развивающихся стран, с точки зрения рекомендаций МВФ, резервы Китая невелики: меньше только у ЮАР, Чехии и Турции. У России, для сравнения, резервы превышают 200% от минимально необходимых.
По оценкам Barclays Capital, Народный банк Китая мог потратить в августе $122 млрд на поддержку юаня, по сравнению лишь с $50 млрд в июле. Если ЦБ будет расходовать резервы с такой же скоростью ($86 млрд в месяц), к концу года потери могут составить $510 млрд, или 14% от уровня резервов на конец июня. Это слишком дорого, поэтому аналитики Barclays ожидают, что ЦБ Китая позволит юаню обесцениться еще на 7% до конца года.