ЦБ указал банкам способы борьбы с новой схемой отмывания денег
Банк России вечером 6 февраля обнародовал рекомендации для банков в связи с активизацией схем отмывания денежных средств при помощи судебных решений и сотрудников Федеральной службы судебных приставов (ФССП) России.
ЦБ рекомендует кредитным организациям обеспечить повышенное внимание по всем операциям такого клиента, а также реализовывать право на отказ в совершении операций (предусмотренное 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»). В частности, регулятор рекомендует прерывать отношения с клиентами, которые дважды в течение года пытаются использовать схемы вывода активов и легализации незаконно полученных доходов через судебные схемы.
Как сообщалось ранее, ключевым звеном в мошеннической схеме выступают сотрудники Федеральной службы судебных приставов (ФССП). Они на законных основаниях начинают исполнительное производство, после того как два юридических лица получат решение о взыскании не существующего на самом деле долга через третейские суды или путем заключения мировых соглашений. В реальности обязательств, подлежащих урегулированию в суде, нет, споры создаются искусственно. Тем не менее судебное решение о взыскании выносится, средства с банковского счета должника списываются на счет службы и перечисляются в пользу взыскателя на его счета, будучи таким образом легализованными, писал «Коммерсантъ». Как указано в рекомендациях ЦБ, используются счета как в России, так и за рубежом. По данным РБК, схема появилась около года назад и ее использование активизировалось в последнее время. При этом в ней используются решения как третейских, так и обычных судов.
В дополнение к рекомендациям, что делать при выявлении судебных схем, Банк России привел в своем документе и их отличительные особенности. Они состоят в том, что по банковским счетам должников и (или) взыскателей расходные операции, как правило, не осуществляются либо носят нерегулярный характер. В частности, уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковских счетов не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5% от дебетового оборота по таким счетам.
«В итоге реализации указанных схем совершаются операции по обналичиванию денежных средств либо выводу денежных средств за пределы Российской Федерации. Подобная ситуация повышает риск вовлечения кредитных организаций в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма», — отмечают в Банке России.
Это не первая рекомендация ЦБ по борьбе с разными схемами вывода активов и легализации преступных средств. Однако реализовать ее на практике может оказаться затруднительнее, чем другие аналогичные рекомендации, считает один из банкиров, работающих в сфере борьбы с отмыванием. «Никаких баз для проверки решений судов не существует, вникать в каждое решение физически невозможно, тем более если это не поддельное, а купленное и грамотно оформленное за заплаченные деньги решение суда. Если подделку, скорее всего, может отследить служба безопасности банка, то купленное решение, скорее всего, будет выглядеть вполне внушительно», — рассуждает он.
В такой ситуации при возникновении претензий от регулятора нужно будет доказать, что реальных оснований для признания решения сомнительным не было. Есть и другая крайность, продолжает собеседник РБК. «Опасаясь претензий регулятора, банк может тотально отказывать в проведении операций по исполнительным листам, но это чревато исками со стороны признанных по ошибке недобросовестными вполне себе добросовестных клиентов», — резюмирует он. В любом случае банкирам традиционно предписывают заниматься несвойственной для них деятельностью, что увеличивает их затраты, при том что эффективность такой борьбы с отмыванием под вопросом, добавляет он.
Впрочем, эффект от рекомендаций, несмотря на контраргументы банкиров, будет, считают юристы. Партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный отмечает, что рекомендации ЦБ уменьшают возможности недобросовестных участников рынка утверждать, что они действуют добросовестно и соблюдают закон. «Таким образом увеличиваются риски и издержки схем по выводу денег за рубеж», — говорит он.