Курс рубля показал наименьшую за год зависимость от нефти
Корреляция между курсом рубля и ценами на нефть опустилась до минимума более чем за год. В пятницу вечером 60-дневная корреляция между рублем и ценой нефти Brent снижалась до 0,5487 (54,9%) — самого низкого значения с 20 июля прошлого года, следует из данных терминала Bloomberg.
Показатель в 100% означал бы, что рубль идеально следует за нефтью. Корреляция не обязательно подразумевает причинно-следственную связь, но в случае с рублем традиционно считается, что обменный курс зависит от цены на нефть.
Еще в апреле 60-дневная корреляция между рублем и нефтью достигала 84%, следует из данных Bloomberg. Но в последнее время российская валюта «отвязалась» от нефти, и в прошлом месяце рубль активно укреплялся, при том что нефть дешевела.
Рубль перестал расти после того, как президент Владимир Путин 19 июля на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым попросил, чтобы правительство внимательно следило за укреплением национальной валюты. Затем помощник президента Андрей Белоусов подтвердил: рубль начал чрезмерно укрепляться, что создает ряд проблем для российской экономики — сокращает доходы бюджета и снижает конкурентоспособность отечественной промышленности.
В итоге за последний месяц рубль подешевел на 1,7%, а нефть Brent — на 6,2%, следует из данных терминала Bloomberg на 19:30 мск. В пятницу вечером за один доллар на Московской бирже давали 65,47 руб.
Слова Путина про курс рубля предназначались для правительства, которое сейчас готовит проект трехлетнего бюджета, а не для Центрального банка, сообщил 22 июля Bloomberg со ссылкой на неназванного высокопоставленного чиновника.
Как говорит ведущий научный сотрудник Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) Алексей Девятов, уровень корреляции рубля и нефти сильно зависит от таких факторов, как отток капитала, политика ЦБ по абсорбированию рублевой и валютной ликвидности, события в мировой экономике (Brexit, Турция).
Когда у банков меньше ликвидности, корреляция обычно слабее, когда ликвидность нарастает — увеличивается и корреляция, говорит Девятов. В последнее же время ЦБ достаточно консервативно предоставлял ликвидность, что на фоне отсутствия трат из Резервного фонда в июне—июле и роста резервных требований привело к определенному дефициту ликвидности, уточняет эксперт. «Я думаю, что, когда Минфин снова начнет тратить Резервный фонд осенью, корреляция рубля и нефти вернется к нормальным значениям», — прогнозирует Девятов.
По словам главы направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никиты Масленникова, главный на сегодняшний день фактор, повлиявший на снижение корреляции, — это завершение нефтяного ралли. «Корреляция зависит от продолжительности тренда по нефтяным котировкам. В условиях волатильности нефтяных цен корреляция сильная, причем это не зависит от того, идут цены вверх или вниз. Как только цена устанавливается в каких-то пределах, корреляция снижается», — считает Масленников. Кроме того, поспособствовать снижению корреляции могли и такие сильные факторы влияния на национальную валюту, как налоговый период и дивидендные выплаты, добавляет Масленников. По его прогнозам, во втором полугодии на рубль будет влиять такой фактор, как платежи по внешнему долгу, однако эффект будет прямо противоположный — он приведет не к укреплению, а к ослаблению рубля.
Корреляция курса рубля и нефтяных цен — достаточно нестабильный показатель, если рассматривать его в краткосрочной перспективе, отмечает главный эксперт центра экономического прогнозирования Газпромбанка Егор Сусин. «Тут влияет много локальных факторов — ситуация с ликвидностью, дивиденды, налоговые платежи. Однако в долгосрочной перспективе корреляция остается достаточно высокой», — говорит он.