Цены на нефть и рубль упали на слухах о решении ОПЕК
К 18:30 мск цена на нефть марки Brent упала на 1,99%, до $43,01 за баррель. Доллар на Московской бирже в это же время стоит 68,2 руб., что больше почти на 70 коп., чем закрытие торгового дня.
Цены на нефть начали резко падать в 16:46 мск и достигли дна в 17:10 — $42,8 за баррель. Доллар достиг пика в 68,25 руб. в 17:30 мск.
Незадолго до окончания заседания ОПЕК агентство Bloomberg сообщило, ссылаясь на источник, что картель установил новую квоту на добычу нефти, повысив ее с 30 млн барр. в сутки, до 31,5 млн барр. Де-факто входящие в состав картеля страны, нарушая квоты, и так добывали около 31,5 млн барр. ежедневно. Информация Bloomberg в итоге не подтвердилась – участники ОПЕК не стали менять квоты.
«Рынок остается таким, как был», констатирует начальник диллингового центра Металлинвестбанка Сергей Романчук. По его мнению, картель снова продемонстрировал свою слабость с точки зрения возможности добиться картельного сговора и тем самым методически работать на повышение цен на нефть. Он не исключил дальнейшего снижения нефтяных цен, что «негативно отразится на котировках рубля».
Аналитик Sberbank CIB Виталий Ермаков полагает, что воздержаться от сокращения добычи нефти — это логичное решение ОПЕК. «В условиях огромного избытка предложения картель уже не может обеспечить восстановление цен на нефть на уровнях, которые воспринимались бы как устойчивые и обеспечивали долгосрочный баланс интересов производителей и потребителей углеводородного сырья», – пишет аналитик в своем обзоре. «Только в условиях, когда объемы спроса и предложения сблизятся и при этом будет устранена перспектива быстрого наращивания добычи в США, ОПЕК сможет <...> с помощью относительно небольшого сокращения добычи добиваться гораздо более масштабного изменения цен», — указывает Ермаков.
Квоты, которые обсуждались на последнем заседании ОПЕК, по мнению аналитика Sberbank CIB Валерия Нестерова, «ничего ровным счетом не меняют, и реакция — разочарование и снижение цен — это нормально и предсказуемо». По его мнению, ранее квота в 30 млн барр. не соблюдалась, более того, квоты четко не были прописаны по странам, и поэтому каждый добывал в меру возможностей. «Если бы руководители ОПЕК прописали страновые квоты, это могло сыграть роль, но в нынешней ситуации страны их как не соблюдали, так и не будут соблюдать», — говорит Нестеров.
«Решение ОПЕК продемонстрировало желание добывать нефть в таких объемах, в каких получается сейчас. В краткосрочной перспективе это негативное событие для рынка», — говорит руководитель трейдинга ИК «Атон» Ярослав Подсеваткин. Но если ориентироваться на фьючерсные контракты на нефть, то рынок ожидает, что через год цена на нефть будет на 15% выше — около $49,5, отмечает он. Крупные банки также прогнозируют, что через год нефть будет стоить в диапазоне $52–59 за баррель.
Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук считает, что по итогам последнего заседания ОПЕК сокращения добычи ждать не стоит. «Цены на нее (нефть. — РБК) немного подрастали на слухах о том, что некоторые члены ОПЕК будут голосовать за сокращение добычи. Текущее падение цен на нефть [на ожидании роста квот на добычу] носит спекулятивный и недолгий характер — составит максимум несколько дней», — предположил аналитик. Управляющий директор финансовой группы БКС Олег Чихладзе также согласен, что эффект от решения ОПЕК в плане снижения цен на нефть может быть краткосрочным.
Чихладзе отметил, что рубль непосредственно привязан к ценам на нефть, тем более сейчас, в условиях эскалации конфликта. «Если нефть продолжит падать — рубль продолжит слабеть. В последнее время мы наблюдали некоторое ослабление корреляции, связанной со снижением градуса эскалации. Это вселяет некоторый оптимизм, но не ломает тренд», — говорит он. О почти стопроцентной зависимости рубля от нефти ранее в интервью РБК говорил также бывший глава ЦБ Сергей Дубинин.
В целом на российских рынках царят пессимистичные настроения, говорит Подсеваткин. «До истории с падением российского бомбардировщика у инвесторов было ощущение, что Россия начала консолидироваться с Европой и Америкой для борьбы против терроризма. Благодаря этому на российские рынки пошли иностранные инвестиции. Но конфликт с Турцией и введение против этой страны санкций выбили почву из-под ног», — добавляет Подсеваткин.
Российские нефтяные компании не видят серьезных последствий от последнего заседания ОПЕК для себя. «Понятно, что это (уровень добычи в странах — членах ОПЕК. — РБК) влияет на текущее планирование, но у нас себестоимость добычи одна из самых низких в мире, самая низкая среди публичных компаний, вполне сопоставимая с текущими затратами стран Персидского залива», — заявил «РИА Новости» вице-президент и пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев. По его словам, себестоимость добычи у нефтяной компании зависит от курса доллара и сейчас составляет порядка $3–4 за баррель.