РФПИ заявил о возможных инвестициях в Baring Vostok
Генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев рассказал в интервью РБК, что обсуждал вхождение РФПИ в состав акционеров инвестфонда Baring Vostok с его основателем Майклом Калви.
«Мы всегда поддерживали Baring Vostok и Майкла Калви. После его выхода из-под домашнего ареста мы с ним несколько раз встречались, обсуждали совместные инвестиции с фондом и, может быть, на каком-то этапе РФПИ станет одним из инвесторов самого Baring. Мы считаем, что это абсолютно этичный и правильный, корректный фонд. Надеемся, что для Майкла и для фонда эта история завершится позитивно», — заявил Дмитриев. Он добавил, что не видит ухудшения условий ведения бизнеса в России на фоне развития дела Baring Vostok.
Представитель Baring Vostok отказался от комментариев.
Майкл Калви основал Baring в России в 1994 году. Он инвестирует в российский бизнес через несколько своих фондов: капитал крупнейшего из действующих составляет $1,37 млрд, а в целом суммарный привлеченный капитал фондов превышает $3,7 млрд. «Долгосрочными инвесторами Baring Vostok являются пенсионные и университетские фонды США, Западной Европы, Азии, Ближнего Востока, суверенные фонды, фонды фондов, а также члены команды Baring Vostok. С 1994 года фонды Baring Vostok вложили свыше $2,8 млрд в 80 компаний в России, Казахстане и на Украине», — отмечают в Baring. Среди примеров инвестиций — Ozon, «Яндекс», Тинькофф Банк, IVI, Avito и другие компании. В часть проектов вместе с Baring инвестировал и РФПИ.
Фонды BV контролируются через Baring Vostok Managers Holding Limited, следует из раскрытия информации о банке «Восточный», одним из акционеров которого до этой весны был Baring Vostok. Компания зарегистрирована на острове Гернси и, в свою очередь, контролируется Майклом Калви.
Дело Baring Vostok
Калви и его партнеры были задержаны в Москве в феврале 2019 года во время Российского инвестиционного форума в Сочи. Их обвиняли сначала в мошенничестве, а потом — в растрате: основанием для уголовного дела стала сделка по прощению кредита на 2,5 млрд руб., выданного Первым коллекторским бюро (подконтрольно BV) в обмен на акции люксембургского инвестфонда IFTG, — следствие посчитало, что их рыночная стоимость значительно ниже этой суммы. Калви и его партнеры попали в СИЗО, затем их постепенно перевели под домашний арест. Калви вышел из-под него только в ноябре 2020 года, но на него наложили запрет определенных в действий (в частности, инвестор не может выходить из дома с 22:00 до 6:00, посещать помещения банка «Восточный» и Первого коллекторского бюро, общаться с другими обвиняемыми, получать и отправлять корреспонденцию).
Сам Калви и его коллеги связывали возбуждение дела с корпоративным конфликтом в банке «Восточный»: в 2016 году Baring Vostok нашел себе партнера — владельца банка «Юниаструм» Артема Аветисяна, с которым они решили объединить банковские активы, но позднее у американского фонда возникли претензии к корпоративному портфелю «Юниаструма». Заявление по делу об акциях IFTG написал партнер Аветисяна Шерзод Юсупов. Сторона Аветисяна связь конфликта с уголовным делом отрицала. «Корпоративные споры, безусловно, должны решаться сторонами в арбитражном суде, но если есть очевидные признаки состава уголовного преступления, это не должно и не может рассматриваться как часть корпоративного спора», — говорил Аветисян РБК.
Стороны вели несколько параллельных разбирательств в российском и зарубежных судах, но в конце прошлого года урегулировали конфликт. Уголовное дело сейчас слушается в суде. Банк «Восточный» у прошлых владельцев в апреле выкупил Совкомбанк, бренд Восточн будет ликвидирован.