Правительство предложило дать ЦБ право запрещать банкам операции и сделки
Банк России может получить право приостанавливать на срок до шести месяцев операции и сделки кредитных организаций, следует из законопроекта, внесенного в Госдуму правительством.
Остановка возможна, если регулятор посчитает это необходимым для поддержания финансовой стабильности, решение должно быть принято комитетом банковского надзора или комитетом финансового надзора ЦБ. Такими полномочиями Банк России предлагается наделить до 31 декабря 2022 года. Перечень сделок в документе не уточняется.
Сейчас по закону «О Центральном банке» ЦБ имеет право выдавать кредитным организациям лицензии на проведение тех или иных финансовых операций, приостанавливать их действие или отзывать. Статья 74 того же закона также позволяет регулятору при выявлении нарушений запрещать банку проводить отдельные виды операций, если тот не исполнял предписания ЦБ. Наконец, сделки банков, например, по приобретению долей в других кредитных организациях требуют получения согласия от регулятора только при покупке доли свыше 10%. В остальных случаях покупателям достаточно уведомить ЦБ о таком намерении. Банк России может вмешаться в процесс, только если выявит неудовлетворительное финансовое положение покупателя или посчитает недостаточно хорошей его деловую репутацию.
Поправки в законодательство разработаны «в целях защиты национальных интересов» России в связи с недружественными действиями других стран и международных организаций, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
До 31 декабря 2022 года Банк России также получит право:
- продлевать для банков сроки раскрытия финансовой отчетности, отчетов эмитента, а также списков аффилированных лиц;
- устанавливать иные требования к обязательным нормативам, показателям капитала, отличные от тех, что приняты нормативными актами. Эта мера уже частично реализована — например, ЦБ сообщил, что временно не будет считать нарушением случаи, когда системно значимые банки не соблюдают норматив краткосрочной ликвидности (Н26) или когда банки, попавшие под санкции, не выполняют лимиты по открытым валютным позициям.