ЦБ предложил Минфину поделиться полномочиями по контролю над аудиторами
Банк России и Минфин прорабатывают предложения, согласно которым регулятор займется аккредитацией аудиторских организаций. Планируется, что только после аккредитации в ЦБ они смогут проводить внешний аудит «наиболее важных и значимых финансовых организаций и публичных акционерных обществ», сообщила РБК пресс-служба Банка России.
«Обсуждается также вопрос наделения Банка России полномочиями по контролю качества работы таких аудиторских организаций», — заявил представитель ЦБ.
По информации источника «Интерфакса», на совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова в октябре было признано целесообразным лицензирование аудиторов Банком России. По данным собеседника агентства, необходимые изменения будут внесены в законы «О банках и банковской деятельности» и «Об аудиторской деятельности».
Если Банк России получит право лицензировать аудиторов, это может привести к катастрофическим последствиям для таких организаций, опасается в разговоре с РБК источник, знакомый с ситуацией. Он напоминает, что лицензирование аудиторов было отменено в 2010 году. А надзор за аудиторами осуществляют СРО, где они состоят, а также Федеральное казначейство — за теми аудиторскими организациями, которые обслуживают общественно значимых клиентов, говорит он.
«В итоге сложится ситуация, когда одну и ту же аудиторскую организацию будут регистрировать три органа и проверять будут тоже три органа. И это при том, что в аудите действуют единые стандарты, единый кодекс этики, единые квалификационные требования, единые принципы внешнего контроля качества. Такой системы нет нигде в мире», — рассказывает собеседник РБК.
Желание ЦБ контролировать аудиторскую индустрию неудивительно, особенно на фоне того, что происходило в банковском секторе последние три года — когда у банков в массовом порядке начали отзывать лицензии, говорит партнер юридической компании Tertychny Agabalyan Иван Тертычный. «В каждом первом случае банки с отозванной лицензией предоставляли в ЦБ недостоверную отчетность. В каждом втором они делали это в течение нескольких лет. Банки либо вводили своих аудиторов в заблуждение, либо, я могу лишь предполагать, Центробанк подозревает, что банкиры могли находиться с аудиторами в сговоре», — объяснил он возможную мотивацию регулятора.
Говоря о «контроле качества» банков, Тертычный предположил, что речь может идти о введении дополнительных требований к руководству аудиторских компаний либо к составу их акционеров.
Усиление контроля за деятельностью профессиональных аудиторов оправдано в нынешних экономических условиях, считает адвокат бюро «Деловой фарватер» Роман Терехин. «По статистике, как минимум треть российских банков, ушедших с рынка в последнее время, имели заведомо недостоверные положительные аудиторские заключения», — отмечает он.
О том, что аудиторам требуется дополнительное регулирование, заявляла в феврале глава Банка России Эльвира Набиуллина. По ее словам, система саморегулирования аудиторов не создает нужных оснований для повышения ответственности аудиторов. Глава ЦБ также указывала, что около 50 аудиторских компаний безоговорочно заверили отчетность у 150 банков, где позже регулятор обнаружил признаки существенной недостоверности в отчетности.
Сейчас госконтроль за работой саморегулируемых организаций (СРО) аудиторов ведет Минфин. Ведомство проводит плановые и внеплановые проверки СРО, а также наблюдает за исполнением аудиторами требований по анализу и прогнозированию. Плановая проверка СРО не может проходить чаще одного раза в два года.
На момент публикации материала Минфин не предоставил комментарий РБК.