Шувалов и Греф поспорили о целях экономической политики
Шувалов vs Греф
Выступая на Биржевом форуме, Герман Греф в Москве в четверг раскритиковал систему госуправления. «Система управления эффективностью отсутствует. Мы говорим о бюрократическом государстве, люди в органах власти непродуктивны, и сама структура органов власти непродуктивна, не привязана к процессам», — перечислял глава Сбербанка. По его словам, реформа госуправления в течение 12–18 месяцев способна увеличить экономический рост на 1,5% ВВП. «Это самая эффективная реформа, на которую стоит потратить и усилия и время», — отметил Греф.
Все проблемы российской экономики упираются в качественное проведение экономической политики, считает Греф. «Чем страны успешные и неуспешные отличаются друг от друга? У неуспешных зачастую есть очень много природных ресурсов, капиталов и т.д., но они десятилетиями показывают либо падение, либо стагнацию экономики. У успешных стран зачастую никаких ресурсов нет, но они показывают высокие темпы экономического роста. Различаются они только качеством управления, в первую очередь государственного», — резюмировал Греф.
В полемику с ним вступил первый вице-премьер Игорь Шувалов. У правительства нет проблем с эффективным инвестированием госсредств, уверен первый вице-премьер. «Мы не строим ни одной железной дороги без пунктов назначения. Все железные дороги, которые мы поддерживаем, даже при помощи средств ФНБ, который справедливо был создан для поддержки пенсионной системы, в том числе БАМ, Транссиб и другие проекты, — это то, что крайне необходимо нашему бизнесу, а проектам, по которым есть сомнения, мы еще не выдали ни одной копейки», — ответил он на претензии Грефа, попросив справедливее оценивать использование средств ФНБ. «Мы там очень жестко смотрим, есть полное понимание, что эти деньги разбазаривать нельзя», — отметил Шувалов.
Главная задача госполитики сейчас не навредить, уверен первый вице-премьер. «Не надо делать ничего, что подрывает доверие. Должно быть, скорее в деятельности правительства, регионов, законодательной власти, мегарегулятора, жесткое сито — не делай ничего такого, что может ухудшить ситуацию, подрывая доверие», — сказал Шувалов.
Вице-премьер призвал не ухудшать положение инвесторов. «Нужно прожить определенную дистанцию, когда мы не ухудшаем положение инвесторов, когда фактор доверия становится более крепким и все понимают: «Это русские, с ними можно иметь дело; это Россия — место, где надо инвестировать», — сказал Шувалов.
«Система управления, Герман Оскарович, должна быть исключительно нацелена на то, чтобы не навредить, а, наоборот, порождать большее доверие», — завершил вице-премьер свое выступление.
Шувалов vs Кудрин
В этом году Шувалову уже во второй раз приходится защищать консервативную экономическую политику властей от критики бывших членов правительства. В конце января на российской секции на Всемирном экономическом форуме в Давосе он вступил в полемику с главой Комитета гражданских инициатив, экс-министром финансов Алексеем Кудриным.
Первый вице-премьер тогда также призывал действовать осторожно: по его словам, Екатерина Вторая хотела освободить крепостных, но столкнулась с противодействием дворян, которые убедили ее в опасности такого шага. В последний раз реформы, которые должны были дать россиянам гражданские свободы, пытался провести Горбачев, но это закончилось «развалом страны и нищетой»
Если все время ссылаться на неготовность к свободе, никакого прогресса не будет, заметил на это Кудрин. Он призвал возвращать доверие реальными делами. Например, нужно уменьшать долю государства в экономике. По его словам, госкомпании и госкорпорации не справились с задачей создания инновационной экономики. «То, что делается, делается раз в 20 меньше, чем требуется для поддержания конкурентоспособности России», — оценил Кудрин.
Реформы должны коснуться и социальных расходов. В предыдущие годы они были значительными, «чтобы хорошо выглядеть перед электоратом». «Расходы на социальную защиту занимают значительную долю валового продукта, но выделяемые деньги не решают проблем выхода из бедности. Они должны тратиться экономнее, их нужно потратить на борьбу с кризисом и на адресную поддержку социально незащищенных слоев населения», — отметил Кудрин. Реформа в области социальной поддержки может стать частью антикризисного плана, предложил он.
Причина консерватизма
В начале февраля Игорь Шувалов признавал в интервью в программе «Воскресный вечер» на канале «Россия 1», что для ускорения темпов роста экономики нужны структурные преобразования. «Но иногда эти правила игры настолько сложные, что ни люди не готовы их [изменения] поддержать ни депутаты Госдумы. Иногда эти изменения на поверхности, и экономическая целесообразность говорит, что нужно такие решения принять и оформить федеральным законом, но не готово общество».
В качестве примера он приводил социальные реформы. «Это, например, изменения в бюджетной сети, превращение бюджетной сети в наиболее эффективную в таких областях, как здравоохранение и образование. Но разве мы готовы сейчас быстро и жестко, как это было в некоторых странах СНГ, закрыть лечебные учреждения, профилактории, поликлиники или больницы в отдаленных уголках нашей страны? Мы готовы тотально закрывать наши школы?» — задавался он вопросом. «Только когда общество будет готово, тогда можно будет принимать изменения в законодательство. Мы пока не готовы принимать такие решения», — отмечал он.