Рубль почти догнал доллар в экспортных расчетах
За счет чего это произошло и сможет ли российская валюта обогнать американскуюЗа девять месяцев 2022 года доля доллара в расчетах по российскому экспорту сократилась с 52 до 34%, а доля расчетов в рублях выросла с 12,3 до 32,4%, сообщил Банк России в «Обзоре финансовой стабильности» за второй-третий кварталы.
Доля юаня в экспортных расчетах за это же время приблизилась к евро, следует из статистики регулятора, основанной на данных банковского контроля. К концу сентября на евро пришлось 19% расчетов (в начале года около 35%), на юань — 14 против 0,4%.
Сокращение использования доллара и евро во внешней торговле произошло «на фоне беспрецедентных санкций со стороны США и ЕС», напоминают в ЦБ. Росту расчетов в китайской валюте и рублях способствовали «переориентация торговых потоков на азиатское направление и изменение валюты расчетов по уже существующим контрактам с компаниями из Китая и других стран».
Как рубль и юань замещают доллары и евро
Доля рубля в экспортных расчетах активно начала расти в мае 2022 года — тогда она достигла 27,5%, на доллар и евро в этот же период приходилось 35,7 и 32,9% соответственно. Доля расчетов в китайском юане резко выросла уже в марте — с 0,3–0,4 до 1,5%, следует из обзора.
«Значительная часть платежей за экспорт и импорт остается в долларах и евро, но эти платежи сейчас существенно затруднены в связи с тем, что значительный процент банков находится под санкциями и не может осуществлять такие операции, часть банков отключена от SWIFT и для них они затруднены, идет процесс сворачивания корреспондентских счетов или введения ограничений по расчетам по ним у тех банков, которые не находятся под санкциями», — отметили в Банке России.
Выстраивание платежей в альтернативных валютах связано со сложностями, признали там: «Для этого нужно создать инфраструктуру, то есть ту же систему корреспондентских счетов, передачи сообщений, инфраструктуру валютообменных операций — через биржу или на межбанковском рынке и т.д.». В ЦБ сообщили, что ведут активную работу с другими регуляторами для выстраивания такой инфраструктуры.
Важно, чтобы переход на национальные валюты был сбалансированным — одновременно происходил и в экспорте, и в импорте, и в платежах финансового характера (погашение внешних долгов, оплата долей в компаниях и проч.), указывает регулятор, иначе могут возникнуть дисбалансы. «В условиях ограниченных арбитражных возможностей и слабого взаимодействия российского рынка с международным (приобрести на зарубежных площадках доллары США и евро за рубли, юани или иные валюты дружественных стран проблематично на фоне узости рынков и опасения вторичных санкций) такие дисбалансы могут приводить к расхождению курсов иностранной валюты на российском и международном рынке и в целом к повышенной волатильности валютного курса рубля», — констатировано в обзоре ЦБ.
Среди сложностей перехода на «дружественные» валюты ранее в банке России также назвали меньшую развитость рынков этих валют по сравнению с рынками «недружественных». Еще ЦБ отмечал, что многие из «дружественных» валют являются неконвертируемыми или ограниченно конвертируемыми. И обращал внимание на волатильность валют дружественных стран по сравнению с традиционными, что существенно снижает к ним доверие. Исходя из обозначенных рисков, наиболее очевидной тенденцией в регуляторе назвали развитие расчетов в юанях.
По итогам августа Россия стала третьей страной в мире по объему офшорных платежей в юанях, проходящих за пределами Китая, отмечалось в отчете Международной банковской системы передачи информации и совершения платежей (SWIFT). На ее долю в общем объеме платежей в юанях за пределами КНР пришлось 4,3%. Опережали Россию только Гонконг и Великобритания с долями 71,14 и 5,75% соответственно. Но осенью доля России в расчетах офшорным юанем сократилась (до 3,58% в сентябре и до 3,33% в октябре), и теперь по этому показателю третье место в мире занимает Сингапур (3,82%).
Почему выросла доля рубля и какой она будет в дальнейшем
Основной вклад в рост доли рубля внесла замена валют расчетов в уже заключенных контрактах, полагает экономист «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов. По его словам, эта замена в основном была «чисто на бумаге». «Мы видели, как произошел переход оплаты газа в рубли: был назначен банк (Газпромбанк. — РБК), который служит промежуточным звеном в расчетах между странами ЕС и Россией. Они как платили в евро, так и платят, просто перед оплатой конвертируют их в рубли», — напоминает Емельянов. Второй фактор роста доли рубля — новые контракты, которые уже заключались в рублях, добавляет эксперт.
С тем, что доля рубля росла из-за переводов старых контрактов в российскую валюту для минимизации рисков блокировок на фоне западных санкций, согласен и директор по инвестициям «Локо-Инвеста» Дмитрий Полевой. «Мог сказаться перевод в начале года расчетов по контрактам за газ в рубли. Также увеличился товарооборот со странами СНГ и другими дружественными странами, что упрощало использование российской валюты», — отмечает он.
В какой-то момент рубль даже может перевесить доллар, допускает Емельянов. «Но нужно понимать, что стабильно получать [оплату за] экспорт рублями будет проблематично. За рубежом не так много рублей», — рассуждает эксперт. По его мнению, в дальнейшем с экспортерами будут договариваться об обмене на российском рынке валюты на рубли перед сделкой. «Я думаю, это сейчас и происходит. И это вполне объясняет, почему так силен рубль в этом году», — отмечает Емельянов.
«Основной процесс перехода именно на рубль как на основную валюту расчетов, вероятно, приближается к концу», — считает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг. На выходе должно получиться соотношение, которое будет похоже на новую географическую структуру внешней торговли, полагает эксперт. В этой структуре еще остается потенциал наращивания экспорта в страны ЕАЭС, но эти поставки не будут расти с прежней скоростью, говорит Вайсберг. Также Россия полностью не отказывается от торговли с Европой, напоминает он: «В частности, оттуда импортируются лекарственные средства». К тому же отдельные дружественные страны продолжают рассчитываться с нами через доллар, указывает эксперт. «Поэтому я думаю, что, скорее всего, доля рубля продолжит расти, но превысит сумму весов недружественных валют только в течение следующих 12–18 месяцев», — прогнозирует Вайсберг. Он также допускает, что гораздо более быстрыми темпами в будущем будет расти доля юаня.
Полевой тоже не ждет, что рубль уверенно обгонит доллар и евро из-за структуры экспорта и импорта. «В экспорте у нас по-прежнему будет доминировать сырье, цены на которое часто устанавливаются в долларах или евро, поэтому тут потенциал для сильных изменений пока ограничен — все, что можно было быстро сделать, полагаем, компании уже попытались сделать», — заключает эксперт.