Goldman Sachs передумал участвовать в размещении российских евробондов
Как стало известно РБК, американский инвестбанк Goldman Sachs откликнулся на предложение Минфина стать одним из организаторов размещения суверенных евробондов на $3 млрд. Об этом РБК рассказал источник в одном из американских инвестбанков, а также подтвердили инвестбанкир из российского госбанка, сотрудник другого госбанка и финансист, знакомый с участниками размещения.
«Goldman Sachs подал заявку еще до того, как власти США стали всем звонить и убеждать не участвовать в размещении, теперь банк пошел на попятную и ищет способ отозвать заявку», — говорит инвестбанкир. Сотрудник госбанка эту информацию подтверждает, отмечая, что в таком положении оказались и другие банки, подавшие заявку на участие. «Практически все европейские банки, которым Минфин разослал предложение, откликнулись», — добавляет он. Источник в одном из американских инвестбанков сказал, что Goldman Sachs составил заявку нестандартно — таким образом, чтобы можно было ее отозвать в любой момент. Goldman Sachs отказался от комментариев. Минфин пока не ответил на запрос РБК. Источник в финансово-экономическом блоке правительства сказал РБК, что пока никто заявки не отзывал.
На конец 2015 года экспозиция Goldman Sachs на Россию (суммарный объем кредитного и инвестиционного риска) составила чуть более $1 млрд, из которых $292 млн — кредиты и кредитные обязательства и $791 млн — вложения в акции и кредитные деривативы. Годом ранее суммарная экспозиция составляла $863 млн. В начале 2013 года Goldman Sachs заключил трехлетний договор с Минэкономразвития РФ, по которому американский банк выступал консультантом по улучшению имиджа России за рубежом, включая работу по стимулированию иностранных инвестиций в Россию и повышению суверенного кредитного рейтинга.
Заместитель председателя правления Совкомбанка Михаил Автухов говорит, что скорее всего у инвестбанков, которые решат отозвать свою заявку на участие в размещение евробондов, не должно возникнуть особых проблем. «Думаю, что это можно сделать до момента подписания соглашения между эмитентом и организатором или в данном случае до проведения тендера. Формально договора еще нет», — поясняет он. По словам банкира, даже если соглашение с Минфином предусматривает безотзывную оферту, то инвестбанки все равно могут попробовать отказаться от участия в размещении, мотивировав это в том числе рекомендациями Госдепа США. «Банки могут сослаться на существенное изменение обстановки, в которой оферта была сделана», — говорит банкир.
Как считает Автухов, отказ участвовать в размещении вряд ли приведет к судебному иску со стороны Минфина. «На рынке редко, но бывает, когда банки или инвесторы в последний момент отказываются от сделки, но даже если это произошло, эмитенту сложно доказать, что он понес какой-то материальный ущерб. Скорее это имиджевые потери. Я уверен, что размещение состоится даже силами российских банков, тем не менее иностранцы строят долгосрочные отношения, но такой конъюнктурный отказ будет явно не в их копилку», — рассказал банкир.
Минфин заложил в бюджете 2016 года возможность занять на внешних рынках до $3 млрд. Ведомство направило предложение стать организаторами размещения 25 иностранным банкам — десяти европейским, пяти американским, а также китайским, канадским и японским. А также трем российским — «ВТБ Капиталу», Газпромбанку, Sberbank CIB. Как сказал РБК источник в одном из госбанков, Минфин закончил принимать заявки 24 февраля, сейчас идет тендер по отбору банков, услугами которых воспользуется ведомство. Как сообщил позже министр финансов Антон Силуанов, около половины банков откликнулись.
«Многие банки не ответили, я точное количество сказать не могу, но многие просто назад не вернулись с нашим предложением. Это означает, что они не участвуют. Все не отказались, у нас есть из кого выбирать в любом случае», — говорил 25 февраля заместитель министра финансов Сергей Сторчак. Как сказал РБК источник в одном из госбанков, если все иностранные банки отзовут свои заявки, три российских госбанка будут в состоянии справиться с этим размещением.
Впрочем, некоторые иностранные банки от возможности участия не отказываются. Заместитель председателя правления АйСиБиСи Банка Лан Вэйцзе (Industrial and Commercial Bank of China, в списке банков, которым Минфин разослал предложения) сказал РБК, что банк подал заявку и планирует участвовать в организации размещения.
В прошлый четверг, 25 февраля, The Wall Street Journal со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, сообщила, что правительство США предостерегло ряд американских банков от участия в размещении российских суверенных евробондов. Эту рекомендацию американские власти объясняют тем, что участие в подобных сделках идет вразрез с внешней политикой США и международными санкциями в отношении России, введенными летом 2014 года, пишет WSJ.
Как пояснял РБК источник, близкий к Минфину США, участие в размещении и покупка российского долга напрямую не запрещены американским законодательством, но, как считает Минфин, существует риск, что вырученные в ходе размещения средства будут перенаправлены на финансирование организаций, подпавших под санкции. Например, на прошлой неделе замминистра экономики Олег Фомичев говорил, что финансовая поддержка Внешэкономбанку (находится под санкциями ЕС и США) будет оказана за счет увеличения госдолга. Любая американская компания, которая участвует в размещении российских бумаг, должна иметь в виду такой риск, отмечает собеседник РБК.
Как пояснили РБК источники в одном из госбанков и другом российском банке, активно работающем на западном рынке, рекомендации властей США распространяются также на европейские банки через их филиалы в США.
Банки, которым Минфин предложил участвовать в размещении суверенных бондов на $3 млрд
Barclays, BNP Paribas, Bank of America Merrill Lynch, Bank of China, Wells Fargo, Goldman Sachs, J.P. Morgan, Deutsche Bank, Industrial and Commercial Bank of China, Crédit Agricole, Credit Suisse, Landesbank Baden-Wuerttemberg, Morgan Stanley, Mizuho Financial, Nomura, Citigroup, Societe Generale, Scotiabank, TD Securities, China Construction Bank, Agricultural Bank of China, HSBC, RBC Capital Markets, UBS, UniCredit, а также три российских: «ВТБ Капитал», Газпромбанк, Sberbank CIB.При участии Юлии Титовой и Сергея Титова