В Швейцарии «дочке» Газпромбанка запретили привлекать частных клиентов
О том, что швейцарской «дочке» Газпромбанка — Gazprombank (Switzerland) Ltd — запрещена работа с новыми клиентами — физическими лицами, сообщается на сайте швейцарского финансового регулятора — ведомства Swiss Financial Market Supervisory Authority (FINMA). Оно заявило, что выявлены «серьезные недостатки в процессах противодействия отмыванию денег» в отношении частных клиентов Gazprombank (Switzerland) Ltd.
Запрет на прием новых клиентов для банка будет действовать «до дальнейших уведомлений» FINMA. Банк, как утверждает швейцарский регулятор, не провел необходимых объяснений в отношении сделок, имеющих повышенный риск причастности к отмыванию денежных средств.
В ответе Gazprombank (Switzerland) Ltd на запрос РБК говорится, что меры FINMA относятся исключительно к бизнесу банка с частными клиентами, который «очень ограничен», поскольку банк в основном ориентирован на корпоративное обслуживание. «Банк будет строго контролировать небольшое количество существующих отношений с частными клиентами», — подчеркнул представитель Gazprombank (Switzerland) Ltd.
По информации Gazprombank (Switzerland) Ltd, общие активы банка составляют около 3,1 млрд швейцарских франков (почти $5,5 млрд), капитал — 224 млн швейцарских франков (около $240 млн). Учитывая, что активы банковской системы Швейцарии, согласно данным Swiss National Bank, превышают 3 трлн швейцарских франков, то на долю швейцарской «дочки» Газпромбанка приходится менее 0,5%.
Панамский след
Расследование, итогом которого стало это решение, FINMA начало в 2016 году, оно затронуло более чем 30 швейцарских банков, и в основу его легла информация из так называемого панамского досье — серии публикаций Международного консорциума журналистских расследований, получившего доступ к базе данных панамской юридической фирмы Mossack Fonseсa, занимавшейся регистрацией в офшорных юрисдикциях.
Проверка проводилась и в отношении Gazprombank (Switzerland) Ltd. В ходе проверки FINMA обратило внимание на процедуры due diligence, которые банк проводил для борьбы с возможным отмыванием денег в отношении частных клиентов и «политически значимых лиц» (politically exposed persons, PEP), использовавших офшорные компании.
Регулятор закончил расследование в январе 2018 года. Он пришел к выводу, что в 2006–2016 годах швейцарская «дочка» Газпромбанка серьезно нарушила требования по предотвращению отмывания денег. Во многих случаях банк оценивал риски некорректно или с опозданием. Как заключило FINMA, Gazprombank (Switzerland) Ltd недостаточно тщательно оценивал «бэкграунд», связанный с некоторыми его клиентами или транзакциями. Некоторые записи о транзакциях не сохранялись. О части операций, которые, по мнению регулятора, были подозрительными, банк не сообщал в швейцарское Бюро отчетности по отмыванию денег (MROS).
И хотя FINMA признает, что «банк предпринял различные меры по улучшению в сфере управления рисками», ведомство считает, что организации необходимо «изменить свою работу по борьбе с отмыванием денег».
Согласно отчетности Газпромбанка по МСФО по итогам первого полугодия 2017 года, на швейцарскую «дочку» приходится около 3% всех активов банка. В связи с этим, как считает аналитик «Эксперт РА» Станислав Волков, ограничения, наложенные швейцарским регулятором, не окажут никакого влияния на деятельность российского банка, но несут репутационные риски. «Подобная мера больше похожа на некое предупреждение: заставить банк принять меры по устранению нарушений и при этом не помешать его основной работе. Однако одновременно возросли и риски того, что клиенты-юрлица могут задуматься о закрытии счетов из-за вопросов к комплаенс-контролю», — отмечает эксперт.
Российские корни
FINMA по итогам расследования также отмечает, что много нарушений было зафиксировано в работе Русского коммерческого банка (Russische Kommerzial Bank AG). Банк, существовавший с 1960-х годов, исторически специализировался на проведении операций, связанных с обслуживанием внешней торговли между Швейцарией и Россией, организаций синдицированного кредитования для российских банков и компаний, оказанием поддержки швейцарским компаниям, ведущим или желающим развивать свой бизнес в России и странах СНГ.
В 2009 году 100% акций Русского коммерческого банка были приобретены Газпромбанком у ВТБ, в 2010 году банк был переименован в Gazprombank (Switzerland) Ltd.
Как в одной из статей, посвященных «панамским бумагам», утверждала «Новая газета», в швейцарском подразделении Газпромбанка в 2014 году открыла счет зарегистрированная в Панаме компания International Media Overseas, собственником которой значился российский музыкант и предприниматель Сергей Ролдугин. При этом Ролдугину как бенефициару необходимо было указать, является ли он политически значимым лицом (PEP) и знаком ли с другими политически значимыми лицами. Как пишет «Новая газета», в обоих случаях Ролдугин ответил «нет», «хотя в то время о его дружбе с Владимиром Путиным было известно из открытых источников». По словам члена Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) Марка Пита, которого цитировало издание, Газпромбанк по швейцарским законам был обязан проверить утверждения Ролдугина, однако «нет никаких признаков, что это было сделано».
Согласно швейцарскому законодательству, к PEP относятся лица, которые занимают за пределами Швейцарии правительственные должности, высокопоставленные административные, судебные, военные посты, относятся к топ-менеджменту госпредприятий национального значения, а также ведущие политические деятели. Близкими к политически значимым лицам считаются люди (физические лица), имеющие с ними семейные, личные или деловые связи. Швейцарские законы требуют, чтобы деловые отношения с PEP находились на особом контроле банков.