Поручение на вывод: чем может грозить клиентам отзыв лицензии у брокера
Одна из старейших в России брокерских компаний «Рай Ман энд Гор Секьюритиз» (РМГ) 21 января лишилась лицензии. ЦБ сообщил, что «основаниями для принятия решения послужили неоднократные в течение одного года нарушения требований законодательства». Кроме того, среди возможных версий отзыва лицензии сегодня называют связь брокера с подозрительными сделками российского офиса Deutsche Bank.
Лицензия РМГ на осуществление брокерской и депозитарной деятельности прекращает свое действие c 22 апреля 2016 года. До этого компания должна обеспечить клиентам возможность вывода ценных бумаг и денежных средств. Кроме того, РМГ больше не имеет права заключать новые договоры на брокерское обслуживание, открытие счетов депо и принятие в номинальное держание ценных бумаг.
По словам генерального директора компании «Рай Ман энд Гор Секьюритиз» Андрея Горбатова, клиентов — физических лиц в компании немного — всего около 10 человек. Все остальные — юрлица. «Сейчас на клиентах ситуация никак не отразилась, да и не может отразиться, — говорит Горбатов. — Мы закрываем сделки, раздаем клиентам деньги — все проходит в спокойном режиме. Мы не банк, и таких проблем, как у кредитных организаций при отзыве лицензии, у нас в принципе быть не может».
Какие проблемы могут возникнуть у клиентов из-за аннулирования лицензии брокера и что делать в такой ситуации?
Активы — отдельно…
Средства клиентов в теории защищены законодательством — в общем случае они должны быть обособлены от средств брокерской компании. По словам управляющего брокерской компанией БКС Андрея Алетдинова, средства клиентов и его ценные бумаги хранятся отдельно от активов брокеров. По словам заместителя гендиректора по правовым вопросам «Открытие брокер» Елены Рязановой, на средства клиентов не может быть обращено взыскание по долгам брокера, по претензиям судебных приставов или налоговой инспекции.
Денежные средства при этом находятся на специальных брокерских счетах, а ценные бумаги на счетах депо в депозитариях. То есть, теоретически брокер не может ими воспользоваться, если, конечно, клиент сам не разрешил ему это сделать. Как правило, брокеры пользуются этими средствами, говорит Рязанова. По ее словам, обычно это предусматривает договор брокерского обслуживания.
… или вместе
Например, регламент оказания услуг на рынке ценных бумаг БКС дает брокеру эту возможность. «Клиент, заключивший генеральное соглашение с ООО «Компания БКС» предоставляет тем самым право безвозмездно использовать средства клиентов», — сказано в регламенте. При этом клиент вправе не давать такого согласия или отказаться от него.
По регламенту АО «Финам» брокер вправе безвозмездно использовать в собственных интересах денежные средства клиента, находящиеся на специальном брокерском счете. При этом клиентам, открывшим индивидуальные инвестиционные счета за право пользования средствами, «Финам» платит проценты на остаток средств на счете исходя из ½ ключевой ставки ЦБ (сегодня 11% годовых).
По словам Рязановой, брокеры используют средства клиентов, чтобы давать им возможность торговать с плечом — с использованием заемных средств. Брокеру выгоднее давать в долг клиентам свободные средства других клиентов, чем занимать их на рынке.
Прибыльный бизнес
Для брокеров прибыль от размещения клиентских активов — часто ключевая статья доходов, превышающая доход от комиссий по сделкам. «Брокер берет бесплатно или за какую-то плату активы одного клиента и отдает их другому. Тут все понятно: средняя брокерская комиссия составляет 0,03%, а маржинальная — ключевая ставка ЦБ плюс 1-2%», — объясняет президент-председатель правления «Финам» Владислав Кочетков.
Впрочем, Алетдинов из БКС говорит, что несмотря на наличие такого пункта в договоре, компания не пользуется деньгами клиентов для маржинального кредитования. По его словам, это довольно сложно организовать технически. «Если средства клиента находятся у брокера, а клиент решил делать сделку, надо предоставить ему деньги. Поэтому мы так не делаем, а занимаем средства на рынке», — говорит Алетдинов.
Что делать
После того как ваш брокер лишился лицензии, надо как можно быстрее подать поручение о выводе денег с брокерского счета на ваш банковский счет, а ценных бумаг — на счет депо в депозитарии (его надо заранее открыть через другого брокера), объясняет пресс-служба ЦБ в ответ на запрос РБК.
Брокер же после аннулирования лицензии обязан действовать по положению ЦБ 481-П «О лицензионных требованиях», напоминает руководитель юридического отдела АО «Финам» Сергей Володькин. По нему брокер обязан в трехдневный срок уведомить клиентов об аннулировании лицензии, прекратить все операции, за исключением выполнения своих обязательств в том числе по возврату средств, и обеспечить сохранность имущества клиентов — денежных средств и ценных бумаг.
Если процедура отзыва лицензии идет в два этапа и дает брокеру срок для выполнения обязательств, как в случае с «Рай Ман энд Гор Секьюритиз», то брокер обязан в еженедельном режиме отчитываться перед ЦБ о своих обязательствах перед клиентами. Это в теории.
Если же брокер ведет себя недобросовестно, а его проблемы вызваны недостатком средств или возможно неисполнение обязательств, то порядок действий может быть иным.
Один из способов — отозвать разрешение на использование брокером средств на своем брокерском счете. Это придется оформлять дополнительным соглашением к договору. «Если клиент не разрешает брокеру пользоваться свободными средствами, то он может получить более высокие комиссионные или вообще потерять возможность торговать с плечом», — говорит Рязанова из «Открытия».
«Клиенту доступна маржинальная торговля даже в том случае, если он поставил запрет на использование своих активов. В принципе, этот запрет никак не влияет на отношение к клиенту и доступные ему сервисы», — говорит Кочетков. При этом, по его словам, отзыв разрешения на использование денег клиентов не слишком снижает риски. «Если брокера прижмет, он может нарушить любые запреты», — объясняет Кочетков.
В такой ситуации, если брокер не выполняет поручения на вывод средств, можно попытаться купить ликвидные ценные бумаги на всю сумму на брокерском счете. По словам Володькина из «Финама», риск потери ценных бумаг из депозитария куда меньше, чем риск потерять деньги. «Пропажа бумаг куда-либо из депозитария — чтобы кто-то их вывел без вашего согласия — это фактически невозможно», — говорит он.