Кудрин призвал Россию отказаться от национального эгоизма
У региональных экономических партнерств есть негативная сторона — они создают барьеры на более высоком уровне. Об этом на ежегодной конференции Евразийского банка развития заявил председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин, передает корреспондент РБК.
России нужно отказаться от «эгоизма», считает он, чтобы развивать мировую торговлю. «У нас сейчас интеграция идет зачастую в рамках межрегиональных торговых соглашений», — указал Кудрин.
«Россия, включая ЕАЭС, — это наше основное торговое партнерство, идя к выравниванию наших регуляторных, институциональных возможностей, создавая единое институциональное поле внутри торгового соглашения, как и внутри многих других — тем самым создаем некоторые барьеры между нашими торговыми соглашениями. Вот это может быть противоречие на сегодняшний день», — объяснил Кудрин.
По его мнению, такое противоречие — «этап к новому глобальному обмену и росту». Задавать тон в создании институтов «будут самые ведущие страны», подчеркнул он, а пользоваться ими будут другие государства, которые присоединяются к более развитым партнерам. Россия тоже «может дать лучшие примеры», добавил экс-министр финансов. Интеграция в международную торговлю — один из ключевых пунктов, которые прописаны в программе ЦСР для будущего президента, рассказал он.
Экономическому росту стран способствует торговля с государствами, которые глубже встроены в систему глобальных цепочек добавленной стоимости, говорилось в исследовании Всемирного банка. Взаимодействие с правильными партнерами «может улучшить способность компаний создавать, импортировать и применять новые технологии», которые они получают от своих зарубежных коллег или которые видят у иностранных конкурентов, подчеркивалось в докладе. Россию его авторы включают во «внутреннюю периферию» торговых цепочек (зона между «ядром» и «периферией»).
«К сожалению, ЕАЭС пока во внешней торговле России представляет около 8–9%. Поэтому, конечно, Россия должна думать как об ЕАЭС, так и о других направлениях своего торгового сотрудничества», — подчеркнул Кудрин.
В ЕАЭС накопилось много проблем, его участники «подошли к определенной черте», старые рецепты уже отработаны. Нужно увеличивать роль наднациональных институтов, согласился Кудрин с председателем коллегии Евразийской экономической комиссии Тиграном Саркисяном.
«И Россия должна будет, по сути, смелее делегировать свои суверенные права на этот уровень, отказаться от некоторой своей самостоятельности и национального эгоизма», — добавил он.
Например, Россия ввела антисанкции, не посоветовавшись с другими странами, и создала прецедент по принятию решений, которые выгодны только на национальном уровне, добавил Кудрин. Решения нужны и в финансовой сфере — например, банк, на который выдана лицензия в Казахстане, должен работать и в России, полагает глава совета ЦСР. Первый зампред ЦБ Ксения Юдаева в ответ напомнила о регуляторном арбитраже — ситуации, при которой возникают пробелы в регулировании из-за глобализации.
Еще один вызов евразийской интеграции — новые американские санкции. В России их пока «недооценивают», подчеркнул Кудрин, но это более жесткий вариант ограничений. Несмотря на то, что в них меньше предприятий, к ним теперь предъявляют другие требования, напомнил Кудрин: в санкционный список может попасть любая компания мира, которая с ними сотрудничает. Зато санкции могут подстегнуть использование рубля при международных расчетах, даже если это будет менее выгодно, считает он.
О «запасе прочности» России перед санкциями накануне заявил министр экономического развития Максим Орешкин. По его словам, его обеспечила макроэкономическая политика, в частности бюджетное правило и таргетирование инфляции.