Непрофильный бизнес монополий решили вывести из-под контроля ФАС
Предложение ФСТ дать «иммунитет» от проверок ФАС для субъектов естественных монополий в сфере малого бизнеса (оборот до 400 млн руб.) в случае, если речь идет о товарном рынке, который не находится в условиях естественной монополии, нашло поддержку на совещании по антимонопольному регулированию малого бизнеса у заместителя министра экономического развития Олега Фомичева, следует из протокола (есть у РБК) встречи на прошлой неделе.
Цены на таком рынке не подлежат государственному регулированию. Речь идет о непрофильной для субъектов естественных монополий деятельности и квазимонополиях.
Олег Фомичев сказал РБК, что в ведомстве не видят препятствий для поддержки предложения ФСТ. «Но необходимо проанализировать законодательство о естественных монополиях», – добавил он.
«Когда мы говорим, что есть котельная, которая формально субъект малого предпринимательства, она может хулиганить с тарифами. Естественно, жителям никуда от них не деться, такие случаи регулирования должны остаться. Но если котельная параллельно занимается другой деятельностью, например сдает в аренду площади, то это конкурентный рынок, именно такая деятельность ФАС проверяться не должна», – говорит директор по развитию Национальной ассоциации институтов закупок Алексей Ульянов. Он добавляет, что ФАС часто открывает дела по так называемым квазимонополиям.
ФСТ предлагала не распространять освобождение от антимонопольного регулирования для малого бизнеса в случае, если это субъекты естественных монополий, поясняет старший научный сотрудник РАНХиГС Вадим Новиков. По его словам, в России субъектом естественных монополий признается даже адвокатское бюро. Например, если через бюро проходит электрический провод, а через этот провод кто-то еще подсоединяется к сети, то с точки зрения российских законов такая компания – субъект естественной монополии. ФСТ говорит, что надо записать, что маленькое адвокатское бюро все равно не будет контролироваться законом, если речь идет об адвокатской деятельности.
По подсчетам Ульянова, около 40% дел ФАС открывает против малого бизнеса. «Причем это только дела, которые оспорены в суде, а есть же дела, которые не дошли до суда», – говорит Ульянов. Около половины из этих 40% – это дела против естественных монополий, в ситуации, когда рынок является конкурентным. «Получается около 600 дел ежегодно», – заключает Ульянов.
«Пример – свиноферма, которая ремонтировала теплосети, и на два часа отключила для этого три соседних здания. ФАС утверждает, что это доминирующее положение и естественная монополия», – рассказывает Ульянов. Другой пример, который он приводит, это недавний суд в отношении управляющей компании из Ижевска УСК. «Она отключила горячую воду на пять часов пяти домам для того, чтобы провести необходимые работы. Коммунальный орган Удмуртской Республики сказал, что ничего не нарушено, а вот ФАС почему-то посчитал, что это злоупотребление. Таких дел очень много», – говорит Ульянов.
В ФАС РБК подтвердили, что совещание у замминистра Фомичева проводилось, но не смогли предоставить комментарий, ссылаясь на то, что документ с предложением ФСТ к ним еще не поступал.