В России ускорят работу по аудиту выбросов из-за «углеродного налога» ЕС
Минэкономразвития предложило начать аккредитацию российских организаций, которые смогут подтверждать данные российских компаний о выбросах парниковых газов, до 1 января 2022 года. Это следует из проекта изменений в приказ ведомства об утверждении критериев аккредитации. Первоначально организации, претендующие на право проводить валидацию и верификацию углеродных выбросов, могли подать соответствующее заявление только с начала нового года.
Необходимость ускорить процесс аккредитации в Минэкономразвития объясняют подготовкой Евросоюза к введению «налога» на углеродный след. В середине июля Еврокомиссия представила проект трансграничного углеродного механизма, согласно которому импортеры цемента, удобрений, электроэнергии, железа, стали и алюминия обязаны будут покупать сертификаты на право ввоза в ЕС этой продукции начиная с 2026 года (это и будет аналогом углеродного налога). По оценке Минэкономразвития, дополнительная финансовая нагрузка для российских экспортеров в результате введения углеродного налога ЕС составит €50,6 млрд до 2030 года. Уже с 2023 года импортеры будут обязаны сдавать отчетность с верифицированной информацией об углеродоемкости ввозимой в Европу продукции.
«В таких условиях возникает острая необходимость верификации углеродной отчетности российских организаций-экспортеров. При этом в условиях пандемии COVID-19 российские организации сталкиваются с проблемами в валидации и верификации углеродной отчетности у специализированных зарубежных компаний», — говорится в справке к проекту приказа.
В Минэкономразвития добавляют, что на форсировании процесса аккредитации настаивает бизнес. «В адрес Минэкономразвития России и подведомственной ей Росаккредитации поступают обращения со стороны бизнес-сообщества о готовности прохождения аккредитации в национальной системе аккредитации в качестве органов по валидации и верификации парниковых газов до 1 января 2022 года», — сообщает ведомство.
Как сообщили РБК в пресс-службе Росаккредитации, на данный момент в ведомство обратились шесть организаций, готовых подать заявления на аккредитацию.
Зачем проверять углеродную отчетность
Россия реализует собственную климатическую повестку: в апрельском послании к Федеральному собранию президент Владимир Путин поставил задачу обеспечить накопленную чистую эмиссию парниковых газов в ближайшие 30 лет в объеме меньшем, чем у Евросоюза. В ответ на это поручение Минэкономразвития разработало проект национальной стратегии низкоуглеродного развития, базовый сценарий которой предполагает выполнение этой задачи, хотя в отличие от Евросоюза Россия не ставит себе целью достичь к 2050 году углеродной нейтральности (снижения до нуля чистых выбросов СО2 — разницы между выделением и поглощением углекислого газа).
Ранее Путин вслед за ратификацией Парижского соглашения по климату в 2019 году поручил правительству достичь к 2030 году сокращения выбросов парниковых газов на 30% относительно уровня 1990 года. В июле в России был принят федеральный закон об ограничении выбросов парниковых газов, который должен вступить в силу с начала 2022 года. Закон обязывает компании, чья деятельность сопровождается значительными выбросами парниковых газов, представлять национальные отчеты о выбросах. Кроме того, законопроектом формируется правовая основа для реализации климатических проектов и потенциального создания рынка углеродных единиц.
Обращение углеродных единиц — это, как правило, система торговли квотами на выбросы, позволяющая компаниям сокращать углеродный след и экономить на экологических платежах, реализуя климатические проекты. Например, за финансирование лесопосадок эмитент парниковых газов получает сертификат, в котором подсчитаны единицы сокращения СО2. Для проверки углеродной отчетности, углеродного следа и результатов климатических проектов и нужны независимые органы валидации и верификации парниковых газов. Услуги по валидации и верификации в этой области в интересах российских компаний оказывались и раньше, однако их предоставляли зарубежные компании, а системы национальной аккредитации не было.
«Появляется новый вид аккредитованных лиц. Такие органы смогут заниматься как валидацией проектов по парниковым газам, так и верификацией результатов деятельности организаций, в том числе по сокращению выбросов парниковых газов», — пояснили РБК в Минэкономразвития. Досрочное вступление приказа в силу позволит отработать на практике процедуры аккредитации нового вида аккредитованных лиц, в том числе провести предварительный анализ готовности участников национальной системы аккредитации и определить, в каких сферах экономики это направление будет востребовано, добавили в ведомстве.
Каковы критерии для валидаторов парниковых выбросов
Основным критерием для аккредитации органов валидации и верификации парниковых газов является соответствие ГОСТам раздела о парниковых газах (национальный ГОСТ Р ИСО 14064-3-2007, идентичный международному стандарту ISO 14064-3:2006). Среди дополнительных требований подразумевается наличие у организаций:
- профильного образования работников, навыков, опыта работы в области не менее трех лет, при необходимости — допуска к проведению работ, составляющих государственную тайну;
- прав пользования помещениями для осуществления деятельности в области аккредитации;
- сайта с информацией об организации, включая номер записи в реестре аккредитованных лиц, адрес, телефон, а также примерную стоимость работ по валидации и верификации, описание процесса работы, правила рассмотрения жалоб и т.д.
Сейчас Росаккредитация работает над созданием соответствующей инфраструктуры для осуществления аккредитации органов валидации и верификации углеродного следа, говорил в середине августа заместитель руководителя службы Дмитрий Гоголев. «[Инфраструктура] предусматривает не только обновление и актуализацию ряда нормативных правовых актов, но и наличие необходимого количества экспертов по аккредитации, технических экспертов, обучение сотрудников национального органа по аккредитации и доработку информационных систем», — отмечал он.
Будет ли обеспечено международное признание аккредитации
Количество российских органов, которые получат аккредитацию по валидации и верификации парниковых газов, оценить пока сложно, полагает директор Института экологии и Международного института стратегического развития отраслевых экономик РУДН Елена Савенкова. «Если обратиться к международному опыту, то количество аккредитованных в зарубежных странах органов по валидации и верификации исчисляется десятками. Их число в России будет зависеть также от определения области аккредитации органов по валидации и верификации парниковых газов, то есть видов и охвата деятельности каждого органа. Содержание и объем таких областей аккредитации будет индивидуален для каждого заявителя», — говорит эксперт.
Создание системы национальной аккредитации призвано задать основу для доверия к национальной углеродной отчетности, поясняет директор группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ, член комитета РСПП по климатической политике и углеродному регулированию Владимир Лукин. «Аккредитация должна обеспечить независимость и компетентность верификаторов. Под независимостью понимается отсутствие конфликта интересов при проверке отчетности. Компетентность состоит из двух компонентов — знания методологии учета выбросов парниковых газов и понимания производственных процессов конкретной компании, и вторая задача куда сложнее», — отмечает собеседник РБК. Поэтому в критерии аккредитации включена отраслевая экспертиза. «Например, если верификатор проверяет предприятие черной металлургии, он должен понимать, как работает доменная печь, конвертер. Это нужно, чтобы оценить полноту отчетности — все ли источники выбросов учтены в отчетности», — добавляет член РСПП.
На международном уровне российскую аккредитацию не будут признавать, пока Росаккредитация не подпишет соглашение о взаимном признании органов по валидации и верификации парниковых газов с Международным форумом по аккредитации (IAF), который координирует деятельность национальных органов по аккредитации и определяет условия признания той или иной аккредитации. «Если бы параллельно Минэкономразвития ускорило бы процесс признания и международной интеграции, это дало бы большой положительный эффект для российского бизнеса. Но, насколько я знаю, Росаккредитация планирует подписать соглашение с IAF не ранее 2023 года. Так что пока российская аккредитация будет чисто локальной историей. Возможно, аккредитацию будут признавать отдельные бизнес-ассоциации и потребители, но это не будет международным процессом», — заключил Владимир Лукин.