Российскую «оборонку» испугала неопределенность новых санкций
Вчера Евросоюз ввел запрет на экспорт и импорт продукции двойного назначения, если эти товары и технологии предназначены для военных нужд. Новые правила распространяются только на новые контракты. США вчера дополнили свой санкционный список Объединенной судостроительной корпорацией.
«Это серьезная история», - сказал в эфире телеканала Россия-24 президент ОСК Алексей Рахманов. Он опасается, что компания столкнется с серьезными ограничениями на расчеты в долларах. По словам Рахманова, ОСК рассматривает возможность перейти на расчеты в других валютах. Самым пострадавшим будет гражданский сегмент судостроения, считает президент ОСК.
«Компания учитывала этот риск в планировании своей производственной деятельности. Формат, в котором санкции были объявлены, для ОАО «ОСК» представляет собой скорее неудобство, чем существенное препятствие в операционной деятельности и выполнении действующих контрактов», - сказано в официальном заявлении корпорации.
«Решение Обамы наложить санкции на ОСК - верный знак того, что российское военное кораблестроение становится проблемой для врагов России», - написал в Twitter вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин, отвечающий за оборонную промышленность.
Заводы ОСК на Дальнем Востоке до 2025 года получат заказы на 780 млрд руб. на строительство судов для разработки шельфа для «Газпрома» и «Роснефти», говорил в середине апреля Рогозин. Большая часть заказа – суда для работы на шельфе.
ОСК консолидирует около 80% российских судостроительных и судоремонтных активов, в ее составе более 50 верфей и проектно-конструкторских бюро. Крупнейшие предприятия — «Адмиралтейские верфи» и «Северная верфь» в Санкт-Петербурге, калининградский «Янтарь», «Севмашпредприятие» и «Звездочка» в Северодвинске. Общий портфель заказов, по собственным данным ОСК, — около 7 млрд долл. Заводы ОСК строят, в частности, пять фрегатов и четыре дизельные подводные лодки для Черноморского флота, фрегат и две атомные подлодки для российского ВМФ, новый атомный ледокол для освоения Северного морского пути и плавучую атомную электростанцию.
Скорее всего, это не нанесет прямого ущерба ОСК, считает высокопоставленный менеджер корпорации. Госкомпания не занимает на иностранных рынках деньги и не поставляет в США никакой продукции, американские технологии напрямую тоже не используются в российских кораблях, объясняет он.
Санкции против судостроителей – скорее, политический намек на то, что передача французских вертолетоносцев «Мистраль» может притормозиться в любой момент, полагает руководитель одного из российских предприятий – партнеров ОСК. Первый корабль, скорее всего, Россия получит, а второй – под вопросом, говорит менеджер.
Во вторник, 22 июля, президент Франции Франсуа Олланд заявил, что первый «Мистраль» уже почти достроен и будут передан России в оговоренный срок – в октябре, передал Reuters. А вот передача второго корабля будет зависеть от позиции России по украинскому конфликту, заявил французский президент.
Самое страшное в веденных санкциях – то, что США и ЕС не определили четких правил игры, считает президент группы компаний «Транзас» Николай Лебедев. Компания, по собственной оценке, занимает около трети мирового рынка судового навигационного оборудования и тренажеров для подготовки пилотов самолетов и вертолетов и судовых капитанов.
«Мы покупаем технологии и в Европе, и в США, и продаем туда свои. За всю историю наших взаимоотношений с иностранными партнерами такой неопределенной ситуации не было. Продукцией двойного назначения можно признать все что угодно, в зависимости от политической необходимости», – говорит Лебедев.
Он утверждает, что пока предыдущие санкции никак не сказались на взаимоотношениях его компании с европейскими и американскими партнерами, но очередной раунд ограничений может нарушить их.
Для менее сложной техники, например для автомобилей, поставляемых для военных нужд, комплектующие и технологии уже есть в России, а недостающие можно купить в Китае, что даже удешевит продукцию, рассуждает менеджер одного из российских автопроизводителей – поставщиков армии. По его словам, большинство поставляемых для нужд военных частей пассажирских и транспортных машин даже не имеют статус спецтехники, они почти полностью идентичны гражданским аналогам.
«Пока мы не получали звоночков», сказал РБК источник, близкий к Объединенной авиастроительной корпорации. По его словам, запрет может быть потенциально опасен для производства военных самолетов, в которых используется авионика европейского производства. «Мы уже давно работаем по части оборудования с Ростехом, который специально для нас организует его производство. Поставщиков части сложных комплектующих можно найти в Корее или на Тайване», - сказал источник.
«Мы справимся и выход найдем, хотя санкции безусловно осложняют работу», сказал РБК директор по информационной политике и СМИ Объединенной ракетно-космической корпорации Игорь Буренков. По его словам, проекты ОРКК – долгосрочные, производство некоторых изделий занимает несколько лет, поэтому комплектующие закупаются с запасом.
Санкции скажутся не только на России, но и на иностранных поставщиках компонентов – они тоже потеряют рынок и будут терпеть убытки, полагает представитель ОРКК. Кроме того, вследствие санкций европейские страны могут потерять возможность запускать свои спутники с помощью российских ракет-носителей.
У предприятий ракетно-космической отрасли России есть и другие поставщики, например, из Китая и других стран.
Запрет на поставки иностранных комплектующих стимулирует развитие высокотехнологичных производств внутри страны, и хотя шаги в этом направлении уже были предприняты раньше, сейчас процесс ускорился, говорит Буренков.
Анатолий Темкин, Елизавета Добкина