Россия подала иск в ВТО против "Третьего энергопакета"
В соответствии с "Третьим энергопакетом" собственниками расположенных в ЕС трубопроводов не могут быть компании, которые заняты в добыче газа. Они должны продавать свои активы или передавать управление трубопроводами. По мнению российской стороны, эти требования противоречат обязательствам ЕС в ВТО, которые касаются принципов недискриминации. Для урегулирования ситуации в ВТО у России и ЕС есть два месяца. В течение этого времени пройдут двусторонние консультации. После этого Москва может потребовать созыва арбитров.
Большинство споров в ВТО разрешается на стадии консультаций — внесудебно, отмечает профессор НИУ ВШЭ, ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Алексей Портанский. «Если компромисс не найден, то страна-заявитель иницирует квазисудебную процедру разбирательства с назначением панели независимых экспертов. Они разбирают дело и выносят решение, было ли нарушение. Это разбирательстово может длиться месяцы», добавляет он. Портанский считает, что России будет непросто доказать нарушения принципов недискириминации.
О возможном иске России сообщил ранее, 22 апреля, во время выступления в Госдуме глава правительства Дмитрий Медведев. Он пояснил, что Россия как полноправный член ВТО может обращаться в орган по разрешению споров в рамах этой организации, а поводом к обращению могут стать энергокорректировки и "Третий энергопакет" Евросоюза.
В декабре 2013г. еврокомиссар Гюнтер Эттингер предложил странам, участвующим в проекте "Южный поток" (планируемая мощность 63 млрд куб. м в год), пересмотреть заключенные с Россией соглашения таким образом, чтобы они соответствовали действующему в Европе "Третьему энергопакету". В противном случае Еврокомиссия угрожала, что эти соглашения не будут реализованы.
"Третий энергопакет" предполагает, в частности, что один поставщик может использовать не более 50% трубопроводных мощностей, остальное должно выставляться на аукцион.
Но российских чиновников и менеджеров Газпрома не испугали требования Еврокомиссии. При запуске первого газоперекачивающего агрегата отправной компрессорной станции "Южного потока" гендиректор "Газпром инвеста" Михаил Левченков заявил, что "столь масштабный проект невозможно остановить каким-то решением".
С критикой "Третьего энергопакета" Дмитрий Медведев выступал и ранее. Он заявлял, что любые документы как национального, так и европейского права "должны приносить пользу, а не проблемы". "К сожалению, с "Третьим энергопакетом" ситуация выглядит иначе: он был направлен на благие цели, но в результате создается напряжение и внутри Евросоюза, и между отдельными государствами этого союза, и, естественно, между Россией и государствами ЕС", - отметил Медведев.
Третий энергетический пакет, принятый в 2009 году, направлен на либерализацию рынка электроэнергии и газа в ЕС. Его главный принцип - недискриминационный доступ к инфраструктуре для всех поставщиков, продажа и транспорт газа должны быть разделены. Каждый член ЕС мог выбрать свой вариант разделения: самый мягкий — разные юрлица для этих видов бизнеса, самый жесткий — продажа одного из бизнесов третьему лицу (или государству, если собственник не согласен с реорганизацией). Эти правила вступили в силу в 2011 году, еще два года давалось на переходный период. Например, Литва в 2013 году выделила из газовой компании Lietuvos dujos, 37% которой принадлежит «Газпрому», транспортный бизнес в отдельную структуру Amber Grid. Теперь страна добивается, чтобы российская компания вышла из управления этой структуры.
«Газпром» неоднократно критиковал Третий энергопакет, а Владимир Путин в 2010 году назвал либерализацию газового рынка ЕС «разбоем». «Газпрому» удалось добиться исключения для «Северного потока», но статус «Южного потока» до сих пор не определен.
Директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин сомневается в перспективах иска России. Цель Третьего энергетически пакета не ограничение, а развитие конкуренции, сказал он РБК. А «Газпром», наоборот, пытается лишить потребителей доступа к конкурентам российского газа, когда берет под контроль всю цепочку от скважины до покупателя.
Григорий Набережнов, Тимофей Дзядко