Бен Всемогущий: остались ли у ФРС силы спасти экономику США
Поводов для таких надежд было хоть отбавляй: ситуация на рынках близка к аховой, экономика США вновь забуксовала, а положение дел в Европе и Японии не дает надежд на возрождение за счет внешних рынков. Усиливала ожидания и историческая параллель – ровно год назад в том же Джексон Хоуле главой ФРС было объявлено спасительное QE2, обеспечившее ралли рынкам на долгие 9 месяцев.
В шаге от разочарования
Однако на этот раз Б.Бернанке в своей речи был весьма уклончив и, как всегда, во многом непредсказуем. Он признал, что американская экономика растет намного хуже ожиданий, а сдерживающие ее рост факторы оказались не только временными. Основными проблемами, как и прежде, остаются высокая безработица и стагнация на рынке жилья, отметил он. В связи с этим Федрезерв понизил прогноз по динамике ВВП на ближайшие кварталы, что само по себе хорошей новостью не являлось в принципе.
Впрочем, Б.Бернанке не был бы главой ФРС, если бы говорил обо всем прямолинейно и не облекал свою речь в витиеватые формулировки. Поэтому он в том же выступлении дал шанс и оптимистам, утверждая, что фундаментальные показатели экономики США сильны и вполне способны пережить внешние шоки и стрессы.
Что же касается главного вопроса - будет ли QE3, здесь конкретного ответа так и не прозвучало. Б.Бернанке лишь намекнул, что у ФРС еще остались в арсенале кое-какие инструменты, которые он готов задействовать при необходимости, оставив широкое поле для домыслов и надежд. Все эти неназванные инструменты он пообещал сделать предметом обсуждения на ближайшем двухдневном заседании Комитета по открытым рынкам ФРС, которое завершится 21 сентября.
Таким образом, Б.Бернанке не лишил рынки надежд на очередное спасительное вмешательство ФРС, но и не дал излишних ожиданий на этот счет, оставив ситуацию висеть в воздухе.
Супермен устал спасать мир
Одновременно Б.Бернанке четко дал понять, что вверенная ему организация немного подустала за последние годы от роли своеобразного экономического супермена, вытягивающего из болота американский ВВП. В речи в Вайоминге он намекнул правительству США, что Белому дому пора перестать рассчитывать только на денежную стимуляцию со стороны ФРС, и сделать наконец что-нибудь экономикоутверждающее самим.
В первую очередь критике подверглась ситуация с госдолгом: по словам Б.Бернанке, его было бы хорошо стабилизировать в объемах, а лучше - начать его сокращать, хотя бы понемногу. Вдобавок он посоветовал укрепить экономику за счет изменений в налоговой политике, а также более разумных и взвешенных бюджетных трат.
Глава ФРС также предостерег от повторения летнего кризиса в конгрессе, едва не ставшего причиной дефолта, посоветовав властям отрегулировать процесс принятия финансовых решений. "Подобные события в будущем могут серьезно подорвать желание инвесторов вкладываться в американские активы, или же в бизнес, создающий рабочие места в США", - предупредил он.
Чем может помочь ФРС
Нельзя не признать, что Б.Бернанке в своей критике прав как никогда. Ведь действительно все эти вопросы - бюджетный дефицит, безработица, госдолг и политические дрязги в конгрессе США, - находятся вне ведения ФРС. Но именно они загоняют экономику США туда, где она сейчас находится, а спасительных мер ждут по привычке именно от Федерального резерва.
На этом фоне эксперты все чаще задаются вопросом: а может ли ФРС снова вытащить ситуацию в плюс, и что это за мифический "набор инструментов", о котором так загадочно и уже во второй раз говорит его глава?
ФРС уже не может простимулировать экономику снижением учетной ставки – она уже и так на рекордно низком уровне, и совсем недавно Б.Бернанке пообещал подержать ее там до 2013г. Таким образом, данный фактор управления рынком фактически полностью исчерпан.
Очередное же "количественное смягчение", когда ФРС начинает скупать гособлигации и другие ценные бумаги с рынка, тоже выглядит сомнительным выходом. Во-первых, за предыдущие два раунда ведомство Б.Бернанке уже накопило таких бумаг на рекордные 2,3 трлн долл., и самое время было бы подумать, куда и когда их сбывать из закромов. Во-вторых, последнее QE придало сил лишь фондовому рынку: оптимизм инвесторов накачал стоимость акций и других ценных бумаг, но не раскачал банковское кредитование и совсем не помог реальному сектору.
При этом возникший пузырь на рынке акций и сырья сдулся за последние пару месяцев – практически весь рост уже растерян, а резервы ФРС только разбухли. На этом фоне третий раунд QE выглядит включением в порочный круг, когда бумаги скупаются только ради того, чтобы они скупались, а потраченные на это триллионы долларов… снова уходят в ценные бумаги.
Блефует ли Бернанке?
На этом фоне некоторые аналитики приходят к мнению, что Б.Бернанке попросту тянет время и вариантов очередного спасения у него попросту нет (хотя он и делает вид, что они есть). Именно этим эксперты объясняют витиеватые и осторожные формулировки ФРС последнего времени и острую критику в адрес правительства.
"Не думаю, что он (Б.Бернанке – прим. РБК) может сделать многое. Нам нужно налогово-бюджетное стимулирование, и монетарная политика здесь уже сделала все, что могла", - цитирует Reuters нобелевского лауреата в области экономики Роберта Энгла.
Ему вторит и главный рыночный стратег Ameriprise Financial Дэвид Джой: "Бернанке вполне корректно адресовал проблему сокращения дефицита и экономической политики, направленной на стимуляцию роста, конгрессу и администрации Обамы. Это единственное, что может сделать сейчас монетарная политика".
"Он осторожен, он в курсе слабости мировой и американской экономик, но честно говоря, в его распоряжении осталось не так много рычагов влияния – а те, что остались, настолько агрессивны, что он не готов их задействовать в нынешнем контексте", - резюмирует главный экономист TD Securities Эрик Грин.
Впрочем, рынки приняли за данность тот факт, что Б.Бернанке не развеял неопределенность насчет очередного вмешательства ФРС в экономический процесс. Многие инвесторы все-таки полагают, что инструменты, о которых говорил Б.Бернанке, все же есть и Федрезерв еще может вытащить очередного кролика из своей шляпы. Однако какими будут новые меры (и будут ли), пока не знает никто. Всем участникам остается только ждать очередного заседания комитета по открытым рынкам – благо до него осталось всего три недели с хвостиком.
Александр Гаспарян, РБК