Политологи раскрыли подоплеку энергетического спора Москвы и Минска
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш видит несколько измерений энергетического конфликта: "Во-первых, это экономическая проблема, потому что Россия недавно перевела в Беларусь 800 млн долл. И соответственно знает, что 120 млн долл. в Беларуси есть, чтобы расплатиться. Более того, эта конфронтация - третья по счету. И, естественно, есть политическое измерение, поскольку белорусская сторона в недавней программе по государственному телеканалу попыталась возложить ответственность за проявление массового недовольства на российскую сторону. Ответ был достаточно резкий", - считает К.Коктыш.
Эксперт считает, что нынешний конфликт разрешится, как и предыдущие: в Беларуси найдут деньги, чтобы заплатить. "Главная проблема отношений России и Беларуси впереди. Когда Россия запустит нефтепровод, который пойдет в обход Белоруссии: потеря 5 млрд, которые Беларусь получает как транзитная страна, - это очень серьезно", - предупреждает он.
Политолог из Минска Юрий Шевцов считает, что сумма, из-за которой возник спор "смехотворна". Кроме того, с хозяйственно-экономической точки зрения доля российской электроэнергии в белорусской экономике - около 12%. "Это не из-за того, что Беларуси не хватает своей энергии - генерирующих мощностей достаточно. Но покупать энергию на Смоленской АЭС дешевле, чем использовать свои мощности. Это специфика электроэнергии, получаемой на атомных электростанциях. Поэтому для белорусского народного хозяйства эта ситуация вообще не проблема. Для межгосударственных отношений, для отношений между субъектами хозяйствования это легко решаемая проблема", - считает Ю.Шевцов.
"У Беларуси идет сложный политический период. Сегодня вечером ожидаются волнения, а возможно, и хуже, чем волнения. Поэтому в белорусском конфликте действия со стороны России выглядят политическими", - объяснил он.
"Денег не заплатили, поэтому и отключили. Мартовские долги погасили, апрель и май - нет. Могли ли ждать? Теоретически, могли бы. Но с другой стороны, непонятно, сколько именно ждать. Потому что белорусская сторона говорит, что деньги у нее есть, но они все в белорусских рублях, а когда будут русские рубли, никто не может сказать. С одной стороны, ситуация очень тяжелая. Наверное, мы могли бы пойти навстречу партнеру по Таможенному союзу. Но, с другой стороны, есть конкретные бизнес-интересы, и деньги надо платить", - считает вице-президент Центра политических технологий Сергей Михеев.
"Конфликт может разрешиться так, что белорусская сторона найдет эти деньги. Сейчас они получают трехмиллиардный долларовый кредит от ЕврАзЭС. Возможно, "Интер РАО ЕЭС" рассчитывает, что из этих денег будет выплачена задолженность. Деньги, наверное, должны быть найдены", - строит догадки С.Михеев.
Он отметил, что параллельно сейчас идет информационное давление на Беларусь, на что России отвечают тем же. "Я лично считаю, что эта война неумная, никому она пользу не приносит. Если кто-то от нее выигрывает, то не Россия и не Беларусь. Выигрывают какие-то третьи страны, которым российско-белорусские союзнические отношения не интересны и которые считают их неполезными и вовлекают нас во все эти дела", - заключил политолог.