В ЦБ назвали назревшим снижение цены отсечения для нефти

Снижение цены отсечения для нефти в рамках бюджетного правила назрело, это необходимая мера для нормализации бюджетной политики. Такое мнение высказал советник председателя Банка России Кирилл Тремасов на бизнес-завтраке «Ведомостей» «Экономика в условиях высокой ключевой ставки», передает корреспондент РБК.
Тремасов напомнил, что с прошлого года цена отсечения установлена на уровне $60 за баррель российского сорта нефти Urals, а сейчас фактическая цена нефти ниже этого показателя. «То есть сейчас Минфин продает средства, накопленные в ФНБ (Фонд национального благосостояния. — РБК) для того, чтобы закрыть недополучение нефтегазовых доходов из-за снижения цен на нефть. Такая ситуация не может быть длительной: если цены на нефть действительно долгое время будут оставаться ниже $60, то ФНБ рано или поздно просто исчерпается — там не так много ликвидных средств», — предупредил банкир. Поэтому «необходимость снижения цены отсечения назревает». «Это будет иметь своим следствием снижение расходов бюджета — то есть определенная бюджетная консолидация. Это скорее дезинфляционный фактор <…> при прочих равных», — заметил он. Ранее аналитики ЦБ сообщили, что повышенная инфляция в России последнего времени — результат влияния монетарных факторов, в том числе финансирования расходов по бюджетному каналу.
По бюджетному правилу, при превышении цены отсечки на нефть власти покупают валюту для ФНБ, при снижении — продают. В марте ликвидная часть ФНБ, то есть средства на счетах в Банке России, снизилась до 3,4 трлн руб. — это минимум с 2019 года. В апреле Минфин на фоне сокращения цен на нефть и укрепления рубля перешел к продаже валюты из ФНБ впервые с января 2024 года. В марте средняя цена Urals составила $58,99 за баррель.
Бюджетное правило было введено в 2017 году, тогда цена отсечения была установлена на уровне $40 за баррель с ежегодной индексацией на 2%, так что в 2025 году она могла составить $46,9.
Влияние цены отсечения на бюджетную политику
Тремасов обратил внимание на «тонкий нюанс», связанный с ценой отсечения. «То повышение оценки нейтральной ставки, которое мы сделали в прошлом году и в этом году будем традиционно уточнять, отчасти было связано с тем, что мы перешли к более мягкой бюджетной политике, повысив цену отсечения. Снижение цены отсечения — это, соответственно, фактор задуматься о некотором более низком уровне оценки нейтральной ставки», — сказал он.
Нейтральная ключевая ставка отражает тот уровень ключевой ставки, при котором денежно-кредитная политика поддерживает в долгосрочном периоде инфляцию и инфляционные ожидания на цели и ВВП на потенциальном уровне. Регулятор в июле 2024 года повысил оценку нейтральной ставки с 6–7 до 7,5–8,5%.
Тремасов пояснил, что от нейтральной ставки зависит стоимость длинных денег в экономике. «Когда мы говорим про длинные деньги, про их доступность, во многом это для экономистов ориентир, какой может быть долгосрочная ставка, например по десятилетним ОФЗ или по инвестиционным кредитам, для экономистов ориентир — это нейтральная ставка», — указал он.
Более консервативная и сдержанная бюджетная политика, по мнению советника председателя ЦБ, является фактором, снижающим оценку нейтральной ставки и в целом уровень процентных ставок в экономике. «Поэтому на самом деле для экономики это стабилизирующий механизм. Если действительно произойдет снижение цены отсечения, бюджетная политика войдет в состояние консолидации, то это фактор, который будет способствовать повышению макростабильности, повышению устойчивости российской экономики. В целом это будет иметь дезинфляционные последствия», — оценил Тремасов.
Он отметил, что бюджетная политика очень важна для принятия решений по денежно-кредитной политике, и в частности по ключевой ставке, поэтому «важно в этом году, чтобы бюджет вернулся в состояние нулевого структурного дефицита». «И в принципе, снижение цены отсечения — это еще один шаг в сторону нормализации бюджетной политики», — подчеркнул он. Структурный баланс означает, что общие расходы бюджета без учета расходов на обслуживание госдолга равны доходам за вычетом конъюнктурных (дополнительных) нефтегазовых доходов.
Для курса рубля снижение цены отсечения может стать «умеренно негативным фактором», поскольку это «будет означать, что мы будем жить при более низкой цене нефти», отметил Тремасов.
Министр финансов Антон Силуанов 23 апреля заявил, что на фоне торговых войн в мире и потенциального сокращения рентных доходов России существующая конструкция бюджетного правила с ценой отсечения на уровне $60 за баррель больше «не отвечает вызовам времени». Для устойчивости финансовой системы в нынешних условиях бюджетное правило необходимо донастроить, чтобы ликвидные активы ФНБ были доведены до уровня «трехлетнего бесперебойного финансирования расходных обязательств при стрессовом развитии ситуации на нефтяном рынке». По данным источников РБК, власти обсуждают снижение цены отсечения до $50 за баррель, но решение пока не принято.
Представленный на прошлой неделе прогноз Минэкономразвития предполагает в базовом сценарии, что цена Urals в 2025 году будет ниже действующей цены отсечения — $56 за баррель.
Читайте РБК в Telegram.