Россия не пострадает от приостановки военного экспорта США и Европы
Ранее на этой неделе стало известно, что Министерство торговли США прекратило выдачу лицензий на экспорт в Россию товаров и услуг, поставки которых за границу регулирует другое профильное ведомство - Бюро индустрии и безопасности (BIS). Мораторий BIS был введен еще 1 марта - предположительно сразу после голосования в Совете Федерации РФ по возможному использованию войск на Украине.
Скупые санкции
И Минторг, и Госдепартамент ограничились скупыми уведомлениями о приостановке новых экспортных сделок в Россию. Первоначально их заметили лишь американские юристы, специализирующиеся на вопросах экспортного контроля, и только потом об этом написали мировые СМИ. Официальный представитель Госдепартамента Мари Харф вчера на брифинге призналась, что не знает, почему ведомство не подготовило на эту тему «большой пресс-релиз». Но она подтвердила, что заморозка новых экспортных лицензий по линии DDTC - «часть продолжающихся ответных шагов США» [по ситуации с Украиной].
Экспортный контроль США осуществляется несколькими агентствами, включая BIS и DDTC. Первое регулирует главным образом товары и технологии двойного назначения, а также некоторую высокотехнологичную продукцию (микросхемы, ПО). Второе следит за экспортом товаров и услуг, относящихся к оборонной сфере. В прошлом году администрация США начала реформировать систему экспортного контроля в целях ее упрощения и унификации. В частности, многие продукты (компоненты самолетов, несекретное программное обеспечение) с 2014г. переведены от DDTC под юрисдикцию BIS.
Несерьезные цифры
Точно оценить эффект от решения Госдепа приостановить выдачу лицензий на экспорт оборонной продукции в Россию невозможно: неизвестно, какие из выданных до 24 марта лицензий продолжают действовать. Срок лицензий DDTC, как правило, составляет четыре года. Зато можно точно сказать, что решение Госдепартамента не затронет российский оборонный сектор: импорт по линии DDTC пренебрежимо мал.
Самый свежий годовой отчет DDTC, имеющийся в публичном доступе, раскрывает данные по экспорту за 2011-2012 финансовый год. Из него следует, что за год к октябрю 2012г. было выдано лицензий на экспорт в Россию товаров на 50,16 млн долл., услуг - на 127,8 млн долл. Но реально поставлено было только чуть более 11 млн долл. оборонных товаров. При этом самой крупной статьей разрешенного экспорта была продукция по категории «Космические системы и сопутствующее оборудование» (лицензии на 30,6 млн долл.). Эта категория включает коммерческие спутники, наземные телеметрические станции, GPS-приемники, компоненты спутниковых систем, технические данные.
С 1999г. большинство товаров, связанных с космическими технологиями, числятся как оборонные статьи и находятся под экспортным контролем DDTC. В последние годы это вызывало критику американского бизнеса, жаловавшегося на то, что экспортные ограничения делают спутниковую отрасль США неконкурентоспособной. Наконец, в 2013г. власти США предложили вывести спутниковый экспорт из-под лицензионного режима DDTC (за исключением спутников явно военного или разведывательного назначения). Реформа экспортного контроля будет завершена в этом году.
В 2013г. Госдепартамент по меньшей мере два раза предоставлял разрешение на экспорт в Россию оборонных продуктов и услуг «с целью поддержки» запусков российской ракеты «Протон» со спутниками связи (Intelsat DLA-2 и EchoStar TerreStar-2) с космодрома «Байконур». Какие это продукты и услуги, Госдеп не раскрывал, ссылаясь на коммерческую тайну «заинтересованной американской компании». Оба спутника строит калифорнийская компания Space Systems/Loral, запускать на «Протоне» их будет американская International Launch Services, принадлежащая российскому ГКНПЦ им. Хруничева.
В Европе единства нет
Первой из западных стран, приостановивших экспорт продукции военного назначения в Россию в связи с украинским конфликтом, была Великобритания. 18 марта Организация по экспортному контролю Великобритании заморозила лицензии (в том числе уже выданные) на экспорт продукции для российских Вооруженных сил и государственных ведомств. По данным DefenseNews, приостановлены 28 лицензий на поставки таких товаров, как сиденья для бронемашин, антенны для военных самолетов, рации, судовые двигатели. По-настоящему крупных заказов в Великобритании у российской армии нет. В 2013г. британские власти выдали лицензии на экспорт в Россию военной продукции на 80 млн фунтов (133 млн долл.), сообщает The Guardian.
Помимо военной продукции, британские компании продают в Россию средства обеспечения безопасности (в том числе кибербезопасности), в основном этот экспорт предназначается для коммерческих организаций. На такие поставки мораторий британского правительства не распространяется.
26 марта о приостановке военного экспорта в Россию объявила Швейцария, но эта мера не более чем символическая: в 2013г. швейцарские компании поставили в Россию военной продукции примерно на 600 тыс. франков (0,7 млн долл.). Тем не менее МИД России опубликовал заявление, в котором назвал введенные Берном ограничения «неоправданными и контрпродуктивными».
Германия на волне украинских событий приостановила действительно крупную сделку немецкой компании Rheinmetall по строительству центра боевой подготовки российских военных в нижегородском Мулино. Цена заключенного в 2011г. контракта составляет 120 млн евро. Центр, позволяющий моделировать любую тактическую обстановку, должен был начать работу в этом году.
А вот Франция не спешит сворачивать военно-техническое сотрудничество с Россией: на кону стоят 1,2 млрд евро, которые Россия должна заплатить за два универсальных десантных корабля «Мистраль», строящихся на французских верфях. Министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус дал понять, что только из-за присоединения Крыма контракт аннулирован не будет.
Иван Ткачев, Георгий Макаренко