Промпроизводство в России упало после четырех месяцев роста
Промышленность России переживает стагнацию, в ноябре 2015 года объем промышленного производства (с исключением сезонной и календарной составляющих) сократился после четырех месяцев роста (с июля по октябрь), следует из опубликованного Минэкономразвития мониторинга текущей ситуации в экономике по итогам января — ноября 2015 года.
Падение промпроизводства в Минэкономразвития связывают с падением реальных доходов россиян (в ноябре они сократились по сравнению с октябрем на 1,3%, а по сравнению с ноябрем 2014 года — на 5,4%) и сокращением потребительского спроса.
«На фоне сокращения потребительского спроса и довольно высокой и продолжающей расти склонности к сбережению … темп спада производства легковых автомобилей в ноябре 2015 года резко увеличился и составил более 22%, в то время как в октябре производство легковых автомобилей сократилось на 11% по отношению к октябрю предыдущего года. Есть основания ожидать сохранение этой тенденции и в последнем месяце текущего года», — подчеркивается в мониторинге Минэкономразвития.
Резко сократилось и производство строительных материалов, при этом темпы спада в ноябре оказались самыми высокими за весь 2015 год. Так, например, производство цемента упало в годовом исчислении сразу на 17,1% (в октябре было минус 4,5%), а кирпича — на 12,6% (с минус 8,9%).
«Производители стройматериалов почти по всем позициям показывают одни из самых худших результатов, что означает сильное сокращение инвестиционной активности. Значительное снижение объемов производства стройматериалов также вызвано слабым спросом, сокращением числа заказов, ростом нормы сбережений населения из-за падения доходов», — подчеркивается в отчете МЭР.
Продолжилось в ноябре и снижение показателей легкой промышленности. В МЭР отмечают, что защитить отрасль от спада не смогли даже девальвация рубля и рост цен на завозимые из-за рубежа товары. В ноябре вновь сократилось производство обуви, одежды, изделий из кожи и тканей.
«Отрицательная динамика производства тканей хлопчатобумажных (95%), льняных (82,7%) и шерстяных (80,8%) вызывает опасение за невосполнимость прежнего уровня производства», — отмечается в отчете МЭР.
Впервые за последние полгода эксперты ведомства зафиксировали спад в сфере добычи полезных ископаемых (минус 0,3% к октябрю), обрабатывающие производства в ноябре сократили производство на 0,5%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды показало нулевую динамику.
Одновременно с этим замедлился рост производства в пищевой промышленности, получившей импульс развития после введения эмбарго на ввоз ряда продуктов из-за рубежа.
«Двузначные темпы роста пищевой промышленности, особенно в сегменте санкционных продуктов (мяса и сыров), в ноябре больше не наблюдались. Причиной этому послужили как нехватка сырья, так и, возможно, исчерпанный эффект импортозамещения», — объясняется в отчете Минэкономразвития.
Падение потребительского спроса привело к резкому сокращению оборота розничной торговли. Согласно ранее опубликованным данным Росстата, в ноябре 2015 года он сократился в годовом исчислении на 13,1%, что стало худшим результатом за последние 20 лет. При этом продажи непродовольственных товаров, на которых теряющие свои доходы люди экономят в первую очередь, снизились сразу на 14,6%.
В Минэкономразвития отмечают, что на потребительский рынок продолжают оказывать «мощное давление» сокращение реальной заработной платы (на 9,2% к январю — ноябрю 2014 года), рост цен (на 15,8% к январю — ноябрю предыдущего года) и, как следствие, переход домашних хозяйств на избирательно-сберегательную модель текущего потребления.
В середине декабря 2015 года глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев признал, что ситуация в российской экономике на фоне снижения цен на нефть «немножко ухудшилась».