Россия повысила глобальную конкурентоспособность в кризис
Хотя российская экономика в 2015 году сократилась на 3,7% (и продолжает сжиматься в этом году), Россия вновь улучшила свои позиции во флагманском рейтинге глобальной конкурентоспособности стран, который готовит Всемирный экономический форум (ВЭФ, ежегодно проводится в Давосе в середине зимы). Россия поднялась на две строчки и теперь занимает 43-е место. Рейтинг конкурентоспособности ВЭФ — один из немногих, где Россия последовательно прогрессирует, несмотря на экономическую нестабильность и геополитические трения. С 2012 года, когда Россия занимала в рейтинге 67-е место, она перескочила уже 24 ступени.
Подъему в рейтинге, на что обращают внимание его авторы, поспособствовали укрепление показателя качества и охвата образования (плюс шесть позиций), инновационного потенциала (плюс 12 позиций, хотя и с низкой базы), а также улучшение деловой среды благодаря дальнейшему снижению административных барьеров. В то же время оценки макроэкономической ситуации и доступности финансирования в России резко ухудшились.
В обновленном ренкинге Россия обошла Италию, которая опустилась с 43-го на 44-е место, но пропустила вперед Панаму, занимавшую год назад 50-ю строчку. Примечателен также скачок Индии, которая поднялась за год на 16 ступеней и теперь занимает 39-е место. Из стран бывшего СССР Россию по-прежнему опережают Азербайджан, Литва и Эстония.
Все идет по плану
В 2013 году правительство утвердило «дорожную карту» по созданию международного финансового центра и улучшению инвестклимата в России. Одним из контрольных показателей было улучшение позиций в рейтинге глобальной конкурентоспособности ВЭФ до как минимум 45-го места к 2015 году, к 2018 году — до 30-го места. В прошлогоднем ренкинге Россия заняла 45-е место, выполнив промежуточную задачу. Примерно такое же место Россия занимает в другом авторитетном рейтинге экономической конкурентоспособности — по версии швейцарской бизнес-школы IMD. В этом году РФ поднялась в нем на одну позицию, переместившись на 44-е место из 61 возможных и обосновавшись между Словенией и Мексикой.
Рост вопреки падению
ВЭФ рассчитывает свой индекс на основе данных о 12 измерениях — слагаемых конкурентоспособности: институты, инфраструктура, макроэкономическая среда, здравоохранение и начальное образование, высшее образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, развитость финансового рынка, технологический уровень, размер рынка, развитость бизнеса и инновационный потенциал. Россия провалилась сразу на 51 позицию — с 40-го на 91-е место — по макроэкономическому положению, одному из четырех «базовых критериев». Авторы доклада выделяют два фактора такого падения — снижение государственных доходов (по данным Федерального казначейства, они в 2015 году упали на 0,8 трлн руб., до 13,7 трлн руб.) и ускорение инфляции (по итогам прошлого года она достигла 12,9%, самого высокого уровня с 2008 года).
Зато Россия поднялась на 12 строк по уровню развития институтов, хотя по этому показателю все равно осталась во второй половине рейтинга — на 88-м месте. Еще один «базовый критерий» — инфраструктура, положение России здесь не изменилось (35-е место). А по критерию «здравоохранение и начальное образование» страна опустилась на шесть строк (62-е место).
Рост конкурентоспособности — вполне логичное следствие экономического кризиса, говорит российский координатор программы ВЭФ по конкурентоспособности стран, партнер Strategy Partners Group Алексей Праздничных. Новые рыночные возможности, в частности импортозамещение, «подстегнули бизнес», подчеркивает он: «Кризис — это всегда повод улучшаться».
Инфляция сменила коррупцию
В рамках исследования ВЭФ ежегодно опрашивает представителей бизнеса на предмет их оценки национальной конкурентоспособности. В 2016 году главное препятствие для ведения бизнеса в России, согласно опросу, сменилось: если в предыдущие годы бизнес-руководители ставили на первое место коррупцию, то в этом году в «лидеры» вышла инфляция, которая в последние пять лет не поднималась выше пятого места.
Для предпринимателей рост цен и тарифов — главная проблема 2015 года, подтверждают данные опросов Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Озабоченность из-за инфляции возникает потому, что «компании не тянут этот рост цен», говорит вице-президент РСПП Мария Глухова: «Они не могут в полном объеме переложить инфляцию на потребителя».
Но сейчас инфляция в стране «как никогда стабильна» и находится в «надежных руках Центробанка», возражает президент «Деловой России» Алексей Репик. Она «оказывает нормальное давление на долгосрочные и среднесрочные кредитные ставки банков, что важно для бизнесов», считает он. Рост потребительских цен в этом году заметно замедлился, власти ожидают меньше 6% на конец года. Основные же проблемы бизнеса, по мнению Репика, — нестабильность, короткий горизонт планирования и, как следствие, неготовность принимать инвестиционные решения. Кроме того, Россия «просела» во внутреннем спросе — он по итогам 2015 года сократился на 7,9%, сообщал Росстат.
Коррупция в оценках российских бизнесменов, опрошенных ВЭФ, опустилась на третью строчку. «Когда мы ездим по регионам и общаемся с бизнесом, мы видим, что действительно с каждым годом эта тема звучит чуть менее остро», — делится наблюдениями Репик. Уровень восприятия коррупции и правда снизился, фиксируют опросы РСПП. «Мы этот тренд зафиксировали еще пару лет назад», — говорит Мария Глухова. Озабоченность коррупцией всегда идет в связке с факторами, которые создают возможность для коррупционного поведения, и по некоторым из них предприниматели чувствуют улучшение ситуации, отмечает она.
Но коррупция в рейтинге проблем российских предпринимателей уступила не только инфляции — третий год подряд второе место занимают налоговые ставки. «Одна и та же нагрузка может восприниматься как более высокая, когда растет стоимость заемного финансирования и наблюдается не очень хорошая ситуация со спросом. То, что воспринималось как адекватная нагрузка в условиях более-менее стабильного развития, воспринимается как чрезмерное, когда экономика в рецессии или стагнации», — рассуждает Глухова.
Но сейчас бизнес не так сильно волнуется насчет налоговых ставок, считает Репик из «Деловой России». В особенности опасения предпринимателей снизились на фоне последних заявлений властей, которые обещали в ближайшие годы налоги не менять. Налоги могут становиться более тяжелыми для бизнеса в условиях сокращения доходности, оговаривается он.
Еще одна важная проблема для российского бизнеса — нехватка квалифицированных кадров, говорит Глухова. Она находится только во второй половине списка ВЭФ, однако замыкает первую тройку, по данным РСПП.
Швейцария стабильно на вершине
Лидеры рейтинга с прошлого года не изменились. Восьмой год подряд первую строчку занимает Швейцария, она лидирует по четырем из 11 ключевых показателей ВЭФ. Швейцария, как отмечают авторы, сочетает в себе эффективный рынок труда, инновационность и высокий уровень развития бизнеса. Второе место по-прежнему занимает Сингапур, а третье — США, в пятерку также входят Германия и Нидерланды. Швеция и Великобритания поднялись каждая на три позиции, обойдя Японию и Гонконг.
Среди партнеров России по БРИКС выше всех в рейтинге стоит Китай (28-е место). Индия расположилась на 39-й строчке, Южная Африка — на 47-й, а Бразилия — на 81-й. Замыкают рейтинг в основном африканские страны.