Аналитики Nomura назвали Россию единственно выигравшей от политики Трампа
Развивающиеся рынки в минусе
Экономическая стратегия избранного президента США Дональда Трампа, суть которой сводится к формуле «Америка прежде всего», несет понижательные риски для развивающихся рынков. Это обусловлено ключевыми составляющими анонсированной политики Трампа: торговым протекционизмом, ужесточением иммиграционного регулирования, ускоренным повышением ставки ФРС, укреплением доллара, переоценкой внешнеполитических ориентиров Америки. К такому мнению пришли аналитики международного инвестбанка Nomura, следует из обзора банка, посвященного влиянию «трампономики» на развивающиеся рынки (есть у РБК).
Меры стимулирования американской экономики могут оказать поддержку развивающимся странам, но вряд ли их эффект проявится раньше конца 2017 — начала 2018 года, отмечают аналитики. Пока же на них будут отрицательно сказываться два фактора — ускоренное повышение базовой ставки ФРС и укрепление доллара. Это повышает уязвимость развивающихся рынков, которые с 2008 года накопили значительный объем долларовых долгов, и грозит им оттоком капитала и дефолтами по кредитным обязательствам. Ориентированные на торговлю рынки и сложная геополитическая обстановка делают эти страны намного более уязвимыми перед курсом новой администрации, чем развитые рынки, считает Nomura. При этом новая политика будет сказываться по-разному на каждой из стран, отмечают эксперты банка, — следствие разницы в их способности противостоять внешним шокам, а также в возможностях для защитных мер.
Россия в плюсе
Больше других пострадает от новой политики США Турция, уверены эксперты. Тяжело придется также экономикам Латинской Америки, восстановление которых уже замедляется. Рост на рынках Азии лишь немного ослабнет, поскольку регион располагает достаточными финансовыми возможностями и использует их. Более сильный рост продемонстрирует лишь один развивающийся рынок — Россия. В базовом сценарии Nomura, предполагающем умеренное бюджетное стимулирование американской экономики при Трампе и отсутствие радикальных протекционистских мер, рост ВВП России в 2017 году составит 1,1%, а в рисковом сценарии (более жесткая политика ФРС, укрепление доллара до $0,95 за €1, больший протекционизм) российская экономика даже ускорится до 1,3%.
Nomura ожидает дальнейшего снижения инфляции в России (хотя и более низкими темпами), которая к концу года должна составить 4,5% при базовом сценарии. Эти условия позволят Центробанку опустить процентную ставку на 100 б.п.; валютный курс к концу года должен составить 60 руб. за доллар, ожидают эксперты. Рисковый сценарий банка предполагает относительно умеренное снижение цен на нефть, а также благоприятные условия для России вследствие ослабления санкций. Это уменьшит стоимость фондирования для российских банков и бизнеса и поможет росту экономики.
Улучшение состояния платежного баланса окажет поддержку рублю, но консервативный Центробанк будет сдерживать избыточное укрепление национальной валюты за счет покупок долларов и более существенного снижения ставок, считает Nomura. ЦБ будет позволять рублю укрепляться до тех пор, пока это не грозит ключевым бюджетным параметрам, отмечает Nomura. Регулятор предпочитает сохранять жесткую монетарную политику и держать высокую процентную ставку. К концу года она составит 9% при базовом и 8,5% при рисковом сценарии.
Поддержку рублю также может оказать политика ОПЕК в отношении нефтяных цен, возвращение российской экономики к росту и возможное улучшение американо-российских отношений. Любые признаки того, что Белый дом отменит санкции, будут способствовать значительному укреплению российской валюты, считают эксперты банка. Wall Street Journal уже писала о хороших отношениях между кандидатом в госсекретари Рексом Тиллерсоном и Владимиром Путиным, а также о возможности ослабления ограничительных мер в отношении России, о которой говорил Трамп, отмечают аналитики Nomura.
«Динамика нефтяных котировок, а также возможное улучшение американо-российских отношений вселяют в нас оптимизм относительно перспектив рубля», — пишут эксперты. Риски для российской денежной политики Nomura видит в валютных интервенциях Минфина и Центробанка — в покупке долларов на рынке начиная с февраля, а также в существенной «перекупленности» рубля в портфелях инвестфондов.
Геополитический фактор
Россия не подвержена рискам протекционистской политики США, поскольку доля Америки в структуре российского экспорта очень мала и составляет порядка 4%, отмечается в обзоре. Главная уязвимость российской экономики в контексте нового курса Белого дома лежит в плоскости геополитики, а именно в действующих санкциях. Более мягкая риторика Трампа в отношении России (если сравнивать с позицией предыдущей администрации) увеличила вероятность того, что Белый дом отменит или ослабит ограничительные меры. Однако банк не ожидает, что это случится уже в 2017 году.
Второй риск связан с американской энергетической политикой. Если США увеличат добычу нефти, снижение цен на нефть ударит по России. Однако пока сложно спрогнозировать, когда это может случиться. Даже если рост добычи начнется сейчас, рынок и цены почувствуют последствия не ранее второго полугодия или последнего квартала 2017 года, заключает Nomura.