Шельф на двоих: "Роснефть" заманивает иностранцев в российские моря
Несколькими месяцами ранее компания сумела убедить Chevron о необходимости совместной работы на Вале Шатского в Черном море. По мнению экспертов, совместные проекты ускорят освоение недостаточно изученного шельфа и обеспечат российскую компанию технологиями.
У "Роснефти" уже есть опыт сотрудничества с иностранными компаниями в шельфовых проектах. В частности, ей принадлежит 20% в проекте "Сахалин-1", где она участвует на условиях соглашения о разделе продукции (СРП). Совместное предприятие НК и китайской Sinopec проводит геологоразведку углеводородов на "Сахалине-3", а СП "Роснефти" и BP собирается развивать "Сахалин-5".
Утром - деньги...
По мнению экспертов, привлечение иностранных партнеров в крупные проекты - распространенная мировая практика. Главным образом это позволяет привлечь дополнительное финансирование, ведь проекты достаточно дорогостоящие.
Западные компании уже заявили готовность вкладывать деньги в России. В частности, американская ExxonMobil готова инвестировать в разработку шельфа Черного моря 1 млрд долл. Совместные затраты BP и Роснефти в геологоразведку в рамках "арктического альянса" могут составить 1-1,8 млрд долл., при этом первый миллиард будет инвестировать BP.
Привлечение иностранцев в проекты в РФ открывает для "Роснефти" и международные перспективы. Руководство компании уже не раз заявляло о намерениях приступить к активной работе за границей. Правда, пока единственным крупным приобретением компании за рубежом стала 50% доля в компании Ruhr Oel, владеющей четырьмя НПЗ в Германии. Как говорит аналитик ИФД "Капиталъ" Виталий Крюков, совместные проекты внутри РФ дают возможность "Роснефти" претендовать и на участие в проектах за рубежом. В частности, уже обсуждается возможность обмена активами с BP. "Роснефти" прежде всего интересны проекты в "третьих странах" - в частности, в Азии.
...вечером - ресурсы
Желание иностранных компаний участвовать в совместных с "Роснефтью" проектах на шельфе эксперты связывают прежде всего с доступом к значительным ресурсам. Три участка в Карском море, которые BP и "Роснефть" планируют осваивать в рамках "арктического альянса", могут заключать в себе до 5 млрд т нефти и 10 трлн куб. м природного газа.
Потенциальные запасы Туапсинского прогиба в Черном море, где компания собирается работать с ExxonMobil, оцениваются в размере около 1 млрд т нефтяного эквивалента. Запасы Вала Шатского, где компания намерена работать с Chevron, превышают 860 млн т нефти. Не менее значительны ресурсы проектов на шельфе Сахалина.
В рамках совместных предприятий часть этих запасов может оказаться на балансе иностранных компаний, полагают эксперты. "Таким образом строились взаимоотношения у ConocoPhilips и ЛУКОЙЛа", которая получила запасы в соответствии с процентом своего участия, говорит аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров.
При этом иностранцы могут расчитывать только на миноритарные пакеты в СП и вряд ли смогут получить больше на российском шельфе, говорит аналитик ИФД "Капиталъ" Виталий Крюков. Так, в соответствии с достигнутыми договоренностями в СП с BP и ExxonMobil иностранным компаниям в перспективе будет принадлежать 33%, российской стороне примерно 66%.
Вместе веселей
По мнению экспертов, какими бы ни были интересы российских и зарубежных компаний в совместных проектах, общим остается желание компаний минимизировать свои риски. "Все нефтяные компании предпочитают не класть все яйца в одну корзину и покупают доли в разных проектах", - отмечает соруководитель аналитического отдела "Инвесткафе" Дмитрий Адамидов.
Он добавляет, что если на одном месторождении нефть не найдут, то она появится на другом, и затраты так или иначе окупятся. Как поясняет аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров, иностранные компании, расчитывающие получить доступ к ресурсам, принимают на себя риск геологоразведочных работ, являются источником новых технологий и финансирования.
Эксперт добавляет, что без международного сотрудничества темпы работ по освоению шельфа могли бы растянуться на сотни лет. Ведь до сих пор, несмотря на значительные объемы запасов углеводородов, скрытые на российском шельфе, он продолжает оставаться одним из самых малоизученных.
Екатерина Струкова, РБК