Ставка на Россию: как санкции спутали карты Exxon и BP
Для ExxonMobil альянс с «Роснефтью» – стратегический: у американской компании падает собственная добыча, во II квартале этого года она снизилась на 7% – до минимального уровня начиная с 2009 года. Российская Арктика обещала стать для техасских нефтяников настоящим Клондайком: запасы на открытом уже в разгар санкций месторождении «Победа» в Карском море составляют 130 млн т нефти и 499 млрд куб. м газа, отмечала «Роснефть» в пресс-релизе.
С 2011 по 2013 год Exxon создала с «Роснефтью» десять СП, вместе они планировали инвестировать в проекты в Арктике и в Черном море более $3,2 млрд. Затраты только на одну скважину «Университетская-1» (месторождение «Победа») должны были составить $700 млн. В этом году Exxon держалась до последнего, несмотря на недовольство американских властей, и даже успела вместе с «Роснефтью» закончить сезонные работы в Карском море. Но после сентябрьского раунда санкций компания была вынуждена приостановить участие во всех 10 проектах в России.
BP в «Роснефти» принадлежит 19,75% акций. На долю российской компании приходится около 20% ее запасов. Благодаря участию в «Роснефти» BP занимает второе место после ExxonMobil по объему доказанных запасов углеводородов, отмечал Bloomberg. Но инвестиции компании в России, по мнению агентства, напоминают «ночной кошмар».
В июле, после удачного для «Роснефти» квартала, глава BP, американец Роберт Дадли во время телефонной конференции с аналитиками шутил, что Игорю Сечину можно давать новое прозвище – Igor Sanction [игра слов] (глава «Роснефти» был внесен в санкционный список США в апреле - прим. РБК). Но теперь Дадли не до шуток: BP остается только наблюдать за стремительным падением капитализации российского «чемпиона» и своей прибыли, девальвирующейся вместе с рублем. Если во II квартале 2014 года доналоговая прибыль BP от участия в капитале «Роснефти» составила чуть более $1 млрд, то уже в следующем квартале она упала до $87 млн. В четвертом квартале BP может впервые зафиксировать убыток от «Роснефти» и списать часть стоимости актива, сообщил Reuters 18 декабря. Чистый долг российской компании на конец III квартала 2014 года, согласно ее отчетности, составлял $45 млрд.