Бюджет потеряет в 2015 году 1 трлн руб. от санкций и спада в экономике
Не хватает триллиона
По словам главы Минфина, согласно оценкам ведомства, при сохранении нынешней конъюнктуры рынка, то есть ослаблении рубля и сохранении цены на нефть на текущем уровне, потери бюджета могут составить 500 млрд руб. Примерно в такую же сумму оцениваются потери, связанные со снижением темпов роста экономики и объемов импорта.
«Есть еще риски снижения темпов экономического роста. Мы запланировали в 2015 году 1,2% [роста ВВП]. Возможно, будет ниже. Риск по импорту – это тоже недопоступление доходов. Мы таких рисков оцениваем еще на 500 млрд рублей», – подчеркнул министр (цитата по ТАСС).
То, что экономический рост в следующем году может оказаться ниже заложенных в бюджете 1,2%, вчера в интервью немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung заявил и глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. При этом он уточнил, что «рост все еще будет положительным». По прогнозу ОЭСР, в следующем году в России будет нулевой экономический рост.
Ранее Минфин оценивал ежегодные потери России из-за введенных против нее санкций в $40 млрд. Еще около $90–100 млрд страна недополучает от падения цен на нефть, заявлял Силуанов. На прошлой неделе он уточнял, что санкции «не столь критичны для курса и даже для бюджета», как снижение цен на черное золото – с конца июня стоимость нефти марки Brent упала на 30%. «Новая цена на нефть – $80–90 за барр., скорее всего, сохранится на среднесрочную и долгосрочную перспективу», – подтвердил сегодня Силуанов.
Эксперты ВШЭ, основываясь на прогнозах Центрального банка, в начале ноября заключили, что ЦБ оценивает суммарные издержки от санкций для российской экономики в $170 млрд за 2015–2017 годы (3% совокупного ВВП за этот период).
Сокращение доходной части бюджета из-за того, что фактическая цена на нефть ниже заложенной в макропрогноз на следующий год ($100/барр.), может вынудить правительство пересмотреть параметры основного финансового документа. Ранее в Минфине не исключали, что правительство может инициировать корректировку бюджета весной 2015 года.
Выступая в Совфеде, Силуанов заявил, что в следующую трехлетку необходимо будет корректировать бюджет, исходя из новых реалий на нефтяном рынке. «Поэтому при планировании бюджета на новые бюджетные циклы мы должны отталкиваться исходя из того, какой прогноз цен на нефть мы будем ожидать… Основные экспортеры нефти планируют и балансируют свои бюджеты, исходя из цены на нефть где-то $75–80 за баррель», – добавил глава Минфина.
Тем не менее Совет Федерации сегодня одобрил проект бюджета на 2015–2017 годы с прогнозом цен на нефть в $100/барр. Как заявил глава комитета верхней палаты по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, бюджет «выглядит сбалансированным, особенно на федеральном уровне».
Откуда взять деньги
Триллион бюджетных недопоступлений — это достаточно приблизительная цифра, считает профессор кафедры экономики и финансов международного института РАНХиГС Людмила Пронина. По ее мнению, средств может потребоваться еще больше. Их источниками, по ее мнению, может быть Фонд национального благосостояния и сокращение госпрограмм.
Антон Силуанов в своем выступлении отметил, что 500 млрд недопоступлений в следующем году планируется покрыть из Резервного фонда. Из каких источников власти смогут покрыть недостающие полтриллиона, министр не уточнил.
Целевое назначение ФНБ до 2015 года «фактически приостановлено», заметила эксперт, а помощь из средств фонда сегодня «просят кому не лень», например, "Роснефть" и Внешэкономбанк. В такой случае потратить ФНБ на покрытие бюджетного дефицита было бы более целесообразно, полагает Пронина. Другой вариант — снизить расходы на неэффективные элементы подпрограмм в госпрограммах, «например, такие вещи как содействие культурному развитию», сказала она.
Худший вариант, по словам эксперта — покрывать недостающие доходы за счет снижения реальных доходов населения. «Мне не понравилось, что Силуанов заявил, что придется затянуть пояса. Мы привыкли затягивать пояса, нам и так еще неизвестно, сколько жить в условиях санкций. Серьезные деньги пошли на присоединение Крыма. Надо все сделать так, чтобы хотя бы за счет своих внутренних факторов граждане не затягивали пояса», - заявила Пронина.