Улюкаев исключил возможность национализации активов иностранных компаний
Рассказывая об итогах итоги встречи с немецкими бизнесменами, организованной торгово-промышленной палатой Штутгарта, Улюкаев рассказал, что его спрашивали о возможных санкциях против иностранных компаний, в частности о вероятности национализации их активов в России, сообщает ТАСС.
«Эта тема прозвучала о том, будем ли мы вводить черные списки, будем ли мы национализировать активы немецких компаний. Естественно никаких таких планов нет», – сказал министр. При этом министр уточнил, что он связывает возникновение подобных опасений с «эхом печально знаменитого закона о компенсациях от санкций Запада» (речь идет о так называемом законе Ротенберга).
Глава банка ВТБ Андрей Костин подтвердил, что немецкие бизнесмены высказывали опасения относительно вероятной национализации активов в России в случае ужесточения санкций.
Законопроект о компенсациях гражданам и компаниям, имущество которых было отчуждено иностранными судами, был внесен в Госдуму 23 сентября. В тот же день стало известно, что финансовая полиция Италии арестовала виллы Аркадия Ротенберга на Сардинии и принадлежащий бизнесмену отель в Риме. Это произошло в связи с санкциями Евросоюза в отношении России, под которые бизнесмен попал 30 июля. Во многом из-за этого совпадения журналисты назвали законопроект «законом Ротенберга».
Согласно документу, российские граждане и компании, чье имущество подвергнется аресту или другим взысканиям иностранных судов, смогут потребовать компенсации в российских судах. Размер компенсаций определяется в сумме потерь, «которые заявитель понес или может понести» из-за рассмотренного другим государством иска, назначается судом общей юрисдикции или арбитражным судом и должен быть выплачен в денежной форме из федерального бюджета, говорится в проекте.
Проект был принят 8 октября в первом чтении голосами единороссов. Правительство дало поначалу отрицательное заключение, а затем положительный отзыв на законопроект, его раскритиковал, в том числе, на правительственном часе в Думе министр экономического развития Алексей Улюкаев. По его мнению, закон распространяет неявную бюджетную страховку на иностранные активы и поощряет вывоз капитала из страны в различных формах.
Жестко критиковали его и депутаты от оппозиции – все фракции, помимо единороссов, заявили, что будут голосовать против проекта. В итоге против закона было подано 202 голоса, однако поддержали закон 233 депутата.
Далее конституционной комитет Госдумы назначил максимальный 30-дневный срок на предоставление поправок. Однако по истечении этого срока от автора и правительства поправок в комитет не поступило. Профильный комитет согласился подождать до конца января. Ранее председатель комитета Владимир Плигин заявил РБК, что не собирается готовить поправки к законопроекту. Поневежский неспешное рассмотрение поправок к своему законопроекту объяснял «происходящим процессом его осмысления со всех сторон».