Высокотехнологичные предприятия против введения параллельного импорта
Законодательная легализация деятельности независимых импортеров позволит им ввозить продукцию без разрешения правообладателя повысит конкуренцию, следовательно, простимулирует производителей и их официальных дистрибуторов к гибкой политике цен и развитию сервиса. Тем не менее резиденты "Сколково" полагают, что параллельный импорт будет способствовать росту рисков появления на российском рынке некачественной продукции, для высокотехнологичных предприятий это может обернуться многомиллионными убытками.
Гендиректор компании "Фрязинские магнитные технологии" Михаил Надеев считает, что технологически сложная продукция, особенно если она является элементом для другого производства, должна покупаться исключительно у ее производителей и официальных дистрибуторов. "Только это позволяет осуществить возврат или обмен в случае ненадлежащего качества и тем самым избежать серьезных финансовых убытков, которые способны серьезно подкосить инвестора", - отметил М.Надеев.
Он полагает, что сотрудничество с третьими лицами влечет за собой "слишком большие риски, которые в разы превышают возможную экономию в расходах при закупке".
"Существенной разницы в цене быть не может, поскольку есть объективная стоимость продукции, и никто не станет продавать ее себе в убыток", - пояснил гендиректор ООО "Фрязинские магнитные технологии".
"Фирмы, занимающиеся параллельным импортом, не способны оказывать услуги по сервисному обслуживанию и технической поддержке приобретенного оборудования, что является большим минусом", - отметил коммерческий директор компании "РобоСиВи" Дмитрий Смирнов.
Однако есть и другая точка зрения. Так, вице-президент, директор по правовым вопросам фонда "Сколково" Игорь Дроздов положительно относится к введению параллельного импорта, и считает, что проблема носит дискуссионный характер.
"Для одних участников рынка введение параллельного импорта является негативным, поскольку влияет на их доходы, - заметил И.Дроздов. - А что касается потребителей и тех компаний, которые являются представителями малого бизнеса и работают в инновационном секторе, напротив, такого рода решение было бы прекрасным".
Напомним, что дискуссия по поводу введения параллельного импорта идет в России не первый год. С 2002г. в нашей стране действует национальный принцип исчерпания прав, при котором ввести товар можно только с разрешения правообладателя торговой марки.
В Министерстве промышленности и торговли считают, что действующий национальный принцип исчерпания прав является важным фактором инвестиционной привлекательности России для зарубежных компаний, локализующих свои производства в нашей стране. После введения параллельного импорта иностранные предприятия, создавшие свои предприятия в России, покинут страну. Также в Минпромторге полагают, что реализация этой инициативы может неблагоприятно сказаться и на отечественной промышленности, создав ей серьезные проблемы.
Однако в ФАС считают, что запрет параллельного импорта приводит к дискриминации потребителей, что выражается в ограниченном ассортименте и завышенных ценах на товары официальных производителей.
Федеральная таможенная служба свое мнение пока официально не высказала. Однако в 2011г., когда обсуждение темы параллельного импорта уже выходило на правительственный уровень, ведомство идею не поддерживало, отметив, что более низкие цены параллельного импорта часто вызваны закупками товара с истекающим сроком годности, низким качеством продукции или ненадлежащими условиями хранения. Также в таможенной службе замечали, что легализация параллельного импорта облегчит ввоз подделок.