Валютный кризис в Белоруссии перерастает в топливный
Как сообщила РСН директор сети заправок "А-100" Ирина Володько, практически все сети автозаправочных станций испытывают дефицит топлива. "Сегодня мы приостановили реализацию бензина АИ-92. Связано с тем, что заводы неритмично осуществляют отгрузки", - сообщила она.
По мнению И.Володько, проблемы с поставками возникли из-за того, что заводам невыгодно продавать топливо на внутреннем рынке: "Сегодня цены, утвержденные концерном "Белнефтехим", не соответствуют реальным ценам на все виды топлива. Поэтому пока цены не станут реальными, вероятнее всего, заводам невыгодно продавать на внутренний рынок", - полагает директор сети АЗС.
Сразу после девальвации белорусского рубля 24 мая концерн "Белнефтехим" повысил цены на нефтепродукты в среднем на 20,4%. Стоимость одного литра бензина марки "Нормаль-80" выросла на 22%, АИ-92 подорожал на 19,7%, а АИ-95 - на 16%. При этом глава концерна Игорь Жилин признавал, что поставки нефтепродуктов на внутренний рынок убыточны.
"Повышение официального курса приблизит нас к стабильной работе, если у нас не будет новых колебаний. Нефть покупаем за валюту, а обменный курс, что получаем на рынке, никак не корреспондируется с тем, что мы должны заплатить", - заявлял И.Жилин в начале недели.
Помимо резкого роста цен на бензин, сразу после девальвации в республике ощутимо подорожали продукты питания. Агентство Reuters, ссылаясь на данные блогеров, приводит примерные цены на продовольствие в стране: малина из Испании - 64 долл., растворимый кофе - 18 долл. Пачка памперсов подорожала в среднем до 43 долл.
Белоруссия попала в затруднительное положение в начале этого года. Социально ориентированная политика Александра Лукашенко и его предвыборные обещания легли непосильным бременем на бюджет. Ситуация с платежным балансом неуклонно ухудшалась, а возникший валютный ажиотаж обескровил золотовалютные резервы Национального банка страны.
23 мая Нацбанк официально девальвировал белорусский рубль, понизив его курс к доллару сразу на 56%.
В настоящее время страна ожидает кредитной поддержки из антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 3 млрд долл. Однако эксперты не раз отмечали, что этих средств будет недостаточно, чтобы стабилизировать валютный рынок страны.