Конфликтный президент: как Трамп совместит власть с бизнесом
В январе 2017 года, когда Дональд Трамп вселится в Белый дом, он принесет за собой беспрецедентное для президента США множество потенциальных конфликтов интересов, проистекающее из его бизнес-империи. Трамп занимает должности, от члена правления до президента, в 527 организациях и получает доходы более чем от 100 компаний, потому что владеет в них долями, лицензирует им свой бренд или получает менеджерские комиссионные, следует из его предвыборной финансовой декларации, поданной в мае 2016 года.
Газета Washington Post насчитала по меньшей мере 111 компаний Трампа, которые ведут бизнес в 18 странах во всех частях света. Избранный президент владеет отелями, гольф-клубами и другими проектами или же сдает им свое имя в обмен на роялти в странах от Азербайджана до Южной Кореи, пишет Politico, при том что истинный охват его бизнеса неизвестен, поскольку Трамп отказывается публиковать свою налоговую декларацию.
Саудовские отели и китайские кредиты
Многие международные операции конгломерата Trump Organization были известны задолго до избрания Трампа президентом, но некоторые всплыли во время предвыборной кампании. Например, зарегистрированные в прошлом году компании в Саудовской Аравии. В августе 2015 года Трамп учредил восемь структур с названиями THC Jeddah Hotel, DT Jeddah Technical Services и др., которые недвусмысленно указывают на географию проекта — саудовский мегаполис Джедда. Washington Post предполагает, что компании регистрировались под гостиничный проект (представители Трампа это не прокомментировали). 21 августа 2015 года были зарегистрированы четыре из этих компаний, и в тот же день Трамп говорил своим сторонникам в Алабаме: «Мы хорошо ладим с Саудовской Аравией. Они покупают у меня апартаменты, тратят $40 млн, $50 млн. Почему я должен их не любить? Они мне очень нравятся».
Долги компаний Трампа составляют не менее $650 млн — вдвое больше, чем можно увидеть из предвыборных деклараций его штаба, и среди кредиторов есть иностранные банки, включая Deutsche Bank и Bank of China, показало расследование The New York Times (NYT) в августе этого года. Например, за офисным зданием на Манхэттене, на 30% принадлежащем Трампу, числится сложноструктурированный кредит на $950 млн от четырех финансовых компаний — Bank of China и «дочек» Deutsche Bank, UBS и Goldman Sachs.
Очертания потенциального конфликта интересов хорошо вырисовываются на примере с Deutsche Bank. По данным телекомпании ABC News, Трамп через свои компании должен Deutsche Bank более $300 млн (деньги выделялись, в частности, на покупку поля для гольфа в Майами и на гостиничный проект в Вашингтоне). Но против немецкого банка продолжается расследование Минюста США, который может взыскать с банка до $5 млрд за нарушения при продаже инвесторам рискованных ипотечных облигаций в 2005–2007 годах. Кроме того, американские власти расследуют предположения, что Deutsche Bank помогал клиентам незаконно выводить деньги из России, отмечает ABC. На этой неделе обеспокоенная группа демократов в конгрессе США отправила письмо внутренним надзорным органам нескольких федеральных ведомств, предупредив, что Трамп может попытаться повлиять на ход переговоров Deutsche Bank с Минюстом по мировому соглашению, передала The Wall Street Journal.
Администрация Трампа будет вести дела с государствами, многие из которых связаны с бизнес-интересами нового президента США и его семьи. В Турции Трамп получает многомиллионные роялти за то, что его имя носит роскошное здание Trump Towers в Стамбуле. В Маниле местный магнат Хосе Антонио достраивает небоскреб Trump Tower, и президент Филиппин Родриго Дутерте уже назначил его спецпредставителем по торговле с США. Индийские девелоперы тоже приобрели права на бренд Trump, а в Аргентине 35-этажная «башня Трампа» запланирована давно, но проект все еще не получил нужных разрешений от властей.
Местная газета La Nacion сообщала в этом месяце, что, когда Трампу после победы на выборах позвонил с поздравлениями президент Аргентины Маурисио Макри, Трамп попросил его помочь с разрешениями на строительство (представители Трампа это опровергли). «Когда Трамп будет принимать решения, касающиеся стран, где у него есть бизнес, активы или обязательства, каждый из нас будет задавать один и тот же вопрос: он принимает эти решения, чтобы продвигать общественные интересы или собственные финансовые?» — рассуждает бывший юрисконсульт Белого дома по вопросам этики Норман Эйсен (цитата по Politico).
«Давняя уловка»
Обычно американские президенты, у которых есть бизнес-интересы, передают свои компании в «слепой траст» или вовсе продают их. Закон не обязывает их это делать, но существует сложившаяся традиция: в последние 40 лет «слепыми трастами» пользовались Джимми Картер, Рональд Рейган, Билл Клинтон, оба Джорджа Буша, Барак Обама. А Митт Ромни, претендующий на пост госсекретаря и участвовавший в выборах 2012 года от Республиканской партии, обещал перевести бизнес в «слепой траст», в случае если станет президентом (будучи губернатором Массачусетса в 2003–2007 годах, Ромни уже регистрировал два «слепых траста» — для себя и для жены). При этом еще в 1994 году Ромни, участвовавший в выборах в сенат, критиковал своего оппонента, который заявлял, что не имеет контроля над своими активами, находящимися в «слепом трасте». «Слепой траст» — это давняя уловка», — сказал Ромни тогда, но через девять лет сам ею и воспользовался.
Отказаться от «уловки» в ее классическом виде решил избранный президент Дональд Трамп. Управлять его бизнесом будут трое его взрослых детей — Дональд, Иванка и Эрик, сообщила Trump Organization. Они «очень умные и квалифицированные», и именно из-за того, что они были менее опытны, Трамп не выдвигался на выборы в 2012 году, отметил представитель компании. Поможет детям Трампа «команда высококвалифицированных руководителей».
Ничего незаконного в этом нет, объяснили в издании Fortune бывшие юристы Белого дома по этике, работавшие в администрациях Буша-младшего и Обамы. Американская Конституция не поднимает вопрос о конфликте интересов в отношении президента и вице-президента. Конгресс мог бы объявить Трампу импичмент из-за злоупотребления полномочиями, но, скорее всего, он будет избегать конфликта между ветвями власти. Однако есть другой вариант: Конституция запрещает федеральным чиновникам получать платежи и подарки от иностранных государств без согласия конгресса, и эта норма толкуется очень широко. Например, если Bank of China, подконтрольный китайскому правительству, упростит условия для возврата кредита или если Трамп будет вести переговоры по рефинансированию, это теоретически можно интерпретировать как «подарок».
Дети и соратники
При этом дети Трампа занимаются не только его бизнесом. Дональд-младший, Иванка и Эрик присоединились к переходной администрации Трампа, вошел в нее и зять избранного президента Джаред Кушнер. По словам источников The Wall Street Journal, Дональд Трамп-младший еще в октябре вел в Париже переговоры по Сирии с пророссийски настроенными дипломатами, бизнесменами и политиками. Телеканал CBS даже сообщал, что Трамп хочет допустить своих детей к гостайне и его переходная команда якобы уже обратилась за соответствующим разрешением в Белый дом. Впрочем, ее представитель эти сведения опроверг.
Трампа заподозрили и в конфликте интересов из-за обсуждения бизнеса — уже после избрания — с зарубежными партнерами. Трамп встречался в своем офисе с тремя индийскими предпринимателями, которые занимаются строительством апарт-комплекса класса люкс в Мумбаи, официально представитель Трампа объяснил ее желанием бизнесменов лично поздравить Трампа с победой на выборах. При этом один из них также встретился с Иванкой и Эриком Трампом.
После этого индийское издание Economic Times написало со ссылкой на одного из бизнесменов, что Трамп выразил заинтересованность в расширении бизнеса своей компании в Индии. Еще один предприниматель подтвердил, что об этом шла речь на встрече. Ситуация вызвала критику адвокатов по этике. Вне зависимости от того, что обсуждалось на встрече, она представляет собой конфликт интересов для Трампа, так как может восприниматься как использование статуса президента для продвижения деловых интересов, сказал бывший главный советник комитета сената по этике Роберт Уокер.
Иванка Трамп присутствовала и в ходе встречи Трампа с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, журналистов на мероприятие не пустили. По сообщению NYT, этот факт вызвал критику бывших сотрудников Госдепартамента. Заместитель помощника госсекретаря США Мойра Уилан сказала, что для этого необходимо как минимум разрешение государственных органов безопасности. Присутствие Иванки Трамп на встрече такого уровня неуместно, так как она входит в число руководителей Trump Organization, добавила Даниель Брайан из Проекта по надзору за правительством (Project on Government Oversight). Иванка Трамп больше не будет посещать подобные встречи, сказал изданию источник, близкий к семье избранного американского президента.
Trump Organization уверяет, что Трамп не собирается вмешиваться в ее бизнес в ежедневном режиме, а ее структура в конце концов «будет соответствовать всем действующим нормам и правилам».
Конфликт интересов в команде Трампа может быть не только у него и его детей. Генерал в отставке Майл Флинн, который станет советником Трампа по национальной безопасности, как выяснило издание Politico, руководит консалтинговой компаний, которая, в частности, занимается лоббированием интересов Турции. При этом Флинн посещал секретные брифинги вместе с Трампом. На конфликт интересов указал конгрессмен-демократ Элайджа Каммингс. Письмо с соответствующими претензиями он направил избранному вице-президенту Майку Пенсу, который управляет переходным процессом.