Дальше будет хуже: когда в России начнется рецессия
Западные пессимисты
«Экономика достигает дна, едва избегая рецессии. Снижение цен на нефть и напряженность в связи с конфликтом на Украине подрывают доверие инвесторов и потребителей. Сила восстановления будет зависеть от гибкости экономики и ее способности увеличить торговлю со странами, не затронутыми санкциями», – говорится в докладе ОЭСР. В случае дальнейшего снижения цен на нефть или ужесточения санкций страну ждет рецессия. В организации считают, что сейчас приоритетом российской экономики должны стать структурные реформы.
Такой же пессимистичной оценки придерживаются и в S&P – во вторник старший директор направления «Суверенные рейтинги» S&P Кристиан Эстерс отметил в интервью Bloomberg, что экономика России переживает стагнацию и, по прогнозам S&P, в 2014 году вырастет лишь на 0,3%.
«Росстат опубликовал данные за третий квартал, которые показывают, что за девять месяцев 2014 года российская экономика выросла на 0,8%. Это значит, что в третьем квартале по отношению ко второму кварталу, по нашим оценкам, экономика сократилась примерно на 0,5 п.п. в годовом выражении. Мы ждем спада и в четвертом квартале», – пояснила ведущий экономист S&P Татьяна Лысенко на конференции «Россия в новых экономических реалиях». По ее мнению, проблемы экономики России в том, что период роста цен на нефть закончился, свободных мощностей нет, а объем инвестиций слишком маленький.
«Если учитывать, что уже есть данные Росстата о динамике ВВП в первых трех кварталах, а по итогу года они ожидают 0,3%, значит, S&P прогнозирует падение экономики от 1 до 1,3% в годовом выражении в четвертом квартале», – подсчитал эксперт Центра развития Николай Кондрашов.
Отечественные оптимисты
Прогноз Минэкономразвития на текущий год предусматривает рост экономики на 0,5%. Прогноз будет официально пересматриваться в декабре. Министр экономического развития Алексей Улюкаев в интервью Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) заявил во вторник, что рост по итогам этого года может оказаться даже выше запланированного и составить 0,7–0,8%.
«В третьем квартале у нас уже нет рецессии, но в четвертом квартале ситуация будет хуже. Возможно, будет нулевой экономический рост, но даже в этом случае мы будем иметь рост по итогам года 0,5–0,6%», – говорит директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. Это вселяет в нее беспокойство, потому что «2015 год будет очень непростым».
«Третий квартал прошел неплохо за счет урожая, по итогам года можем выйти на уровень 0,3–0,4%», – считает руководитель направления анализа макроэкономических процессов ЦМАКП Дмитрий Белоусов.
Почему еще растем
«Сейчас снижение во многом происходит из-за эффекта высокой базы, ведь в четвертом квартале 2013 года была очень высокая база. При этом в третьем квартале были факторы, которые экономику вытягивали вверх», – говорит Кондрашов. По его мнению, и в третьем, и в четвертом кварталах экономике очень помогла склонность населения к потреблению, которая была очень высокой. «Сейчас люди почти ничего не сберегают, финансируя текущее потребление», – говорит он.
«У нас продолжается спад инвестиций, резко сократился рост в сельском хозяйстве в октябре, но пока очень уверенно держится промышленность», – добавляет Цепляева. Хорошо себя чувствуют пищевая промышленность и транспортная отрасль, газовый проект «Сила Сибири» помогает стимулировать экономику. «Но пока неясно, как долго будут длиться все эти эффекты. На волне импортозамещения мы добираем те ресурсы в пищевой промышленности, которые не использовались раньше, но скоро упремся в ограничения по росту пищевки», – опасается она.
Будет хуже
S&P ожидает рост российской экономики в 2015 году на 0,6%, ОЭСР – нулевой рост, текущий прогноз Минэкономразвития – рост на 1,2%. «Нам, возможно, придется откорректировать наш прогноз на 2015 год, но рост все еще будет положительным», – уточнил Улюкаев в интервью FAZ.
«В 2015 году уходим в минус, – пессимистичен Белоусов. – Уже идет падение инвестиций, к этому в следующем году добавится падение товарооборота из-за текущих тенденций в секторе потребительского кредитования и стагнации доходов».
Но, по мнению аналитиков Альфа-банка, позитивный импульс экономике в следующем году может дать фактор, который сейчас давит на ВВП вниз. «Инвестиционный рост возобновится по завершении процесса накопления валюты... Снижение инвестиций в октябре связано в первую очередь с тем, что компании накапливали валютные счета... У компаний сейчас достаточно валюты для погашения внешнего долга, и реальный сектор сможет профинансировать рост капиталовложений в 2015 году», – пишут они в аналитической записке по макроэкономике за октябрь.
Бизнес готовится к спаду
«Дискуссия на тему, вырастет ли ВВП на 0,5 п.п. или сократится на 0,5 п.п., не принципиальна для принятия решений в компаниях. Очевидно, что экономика тормозит либо уже затормозила, и очевидно, что в новых реалиях придется принимать достаточно жесткие решения с точки зрения управления компанией. Скорее всего, бизнес если будет расти, то не теми темпами, что планировалось раньше, а это значит, что придется более тщательно управлять издержками», – говорит вице-президент Промсвязьбанка Владислав Хохлов. Он видит сигналы с рынка о том, что некоторые компании планируют сокращать расходы, кто-то уменьшает филиальную сеть.
«Среди наших клиентов есть крупные российские и международные корпорации, которые активно ищут высококвалифицированный персонал, но за меньшие деньги, чем, например, еще год назад, – подтверждает партнер рекрутингового агентства «Новый персонал» Максим Матвиенко. – Предложение отвечает тем, что и кандидаты готовы «подвинуться» по зарплате и рассматривают другие условия. Менее крупные клиенты просят изменить условия в сторону увеличения объема наших услуг без изменения стоимости договора».
В чем кризис
Татьяна Михайлецкая, владелица нескольких ювелирных магазинов в Ростове-на-Дону и Таганроге
«Почти во всех торговых центрах, где расположены наши магазины, происходит исход арендаторов. В одном месте из десяти магазинов на первом этаже после Нового года остаются только три, еще два переезжают в другое место, а пять – просто закрываются».
Ольга Косец, занимающаяся пошивом мужской одежды и оптовой торговлей тканями в Краснодаре
«Многие предприниматели, особенно зависящие от импорта, стараются задерживать платежи, чтобы понять, как будет развиваться экономика. Своим поставщикам я предложила пополам поделить убыток от резкого роста курса доллара и провести все расчеты исходя из 40 руб. за доллар. Пока думают. Еще недавно ткань я продавала рулонами по 25 м, а теперь вынуждена их резать на куски по 5–10 м. Ближайшие полгода будет очень плохо, а дальше мы скорее привыкнем, чем станет лучше».
Дмитрий Пангаев, основатель компаний «Браумастер» (оптовая компания по поставке импортного пива) и «Бубука» (поставляет «облачную» систему для музыкального оформления заведений), нескольких ресторанов и рекламного агентства
«Конечно, спад чувствуется. Например, по холодной погоде пиво из Москвы к нам в Томск приходит в специально обогреваемом вагоне, который загружается продукцией, нуждающейся в плюсовой температуре, разных московских поставщиков: раньше вагон за два дня наполнялся, а сейчас мы ждали пять дней, чтобы вагон отправили в Томск. Настолько снизился товарооборот. В нескольких моих ресторанах и барах спад оборота на 30%. Рекламный бизнес почувствовал спад продаж почти на 40%. Впрочем, к кризисам я отношусь философски. Конкуренция уменьшается и дает новых клиентов».