Рынок нефти вступил в новый цикл спекулятивных продаж
Мировой рынок нефти вступил в новый цикл спекулятивной игры на понижение. Короткие позиции спекулянтов по американской нефти WTI — ставки на ее удешевление — за последнюю отчетную неделю увеличились на 24%, аналогичные короткие позиции по нефти Brent выросли на 7%, седьмую неделю подряд, следует из еженедельных данных Комиссии по фьючерсной торговле США и лондонской биржи ICE Futures Europe, опубликованных соответственно в пятницу и сегодня.
Хедж-фонды и другие финансовые игроки ликвидируют старые длинные позиции по нефтяным фьючерсам и опционам и заменяют их свежими короткими позициями, что отчасти объясняет понижение цен на нефть в последние недели, пишет старший рыночный аналитик Reuters Джон Кемп, отслеживающий изменения спекулятивных ставок по нефти. На фоне нового цикла аккумулирования коротких позиций мировой нефтяной эталон Brent подешевел на 11%, с $50,35 за баррель в начале июля до $44,90 днем в понедельник.
За неделю, завершившуюся 19 июля (последние доступные данные, выходят с лагом в несколько дней), число коротких позиций в опционах и фьючерсах на нефть WTI на американской бирже NYMEX увеличилось почти на 28 тыс. (до 141,2 тыс.) — крупнейший недельный скачок с июля прошлого года. С конца мая количество коротких позиций по WTI увеличилось почти в три раза, пишет Кемп. Аналогичные ставки на удешевление Brent выросли за неделю по 19 июля на 5,3 тыс. (+7%) и достигли максимума с середины февраля — 78,4 тыс. позиций, следует из опубликованных сегодня данных ICE.
Длинных позиций по нефти по-прежнему намного больше, чем коротких, но чистая длинная позиция спекулянтов по нефти (разность между количеством длинных и коротких позиций) совокупно по WTI на NYMEX и Brent на ICE сократилась на 29 тыс. контрактов, эквивалентных 29 млн барр., до 454 тыс. позиций, следует из данных NYMEX и ICE. В середине мая, перед тем как цены на нефть впервые в 2016 году превысили $50 за баррель, этот показатель, отражающий общий настрой трейдеров, находился на уровне 643 тыс., то есть сократился с того времени на 30%.
На ICE разность между длинными спекулятивными позициями и короткими сократилась до 297,6 тыс., и это самый низкий показатель с февраля этого года.
С начала 2015 года было уже три ярко выраженных цикла, когда трейдеры сначала накапливают в избытке короткие позиции по нефти, а затем массово закрывают их. В каждом случае динамика коротких позиций заметно коррелирует с ценами на нефть, отмечает Джон Кемп. Похоже, что сейчас мы наблюдаем четвертый такой цикл, пишет аналитик.
Точно так же, как наращивание чистой длинной позиции помогло ценам на нефть существенно вырасти в январе—мае, последовавшая за этим частичная ликвидация этой позиции коррелировала с остановкой роста цен, а теперь уже и с их снижением, отмечает Кемп. При этом спекулятивный фактор наслаивается на фундаментальные опасения относительно более слабого, чем ожидалось, глобального спроса на нефть.
Сентябрьские фьючерсы на нефть Brent сегодня, после публикации данных ICE по недельному изменению спекулятивных позиций, ускорили падение: по состоянию на 18:00 мск они дешевели на 1,8%, до $44,90 за баррель. Фьючерсы WTI с поставкой в сентябре торговались в минусе на 1,9%, с дисконтом почти $1,6 к цене Brent. В ходе сегодняшних торгов котировки WTI и Brent опускались до минимумов с 10–11 мая, отмечает Bloomberg. К 20:30 мск понедельника котировки Brent находились уже на 2,2% ниже цены предыдущего закрытия, на уровне $44,69 за баррель.
Новый виток ценового давления на рынке нефти — не лучшая новость для российского бюджета, который был сверстан из расчета среднегодовой цены Urals в $50 за баррель (затем правительство пересмотрело базовый прогноз по нефти до $40, но пока не вносило соответствующих законодательных правок в бюджет). В первом полугодии 2016 года средняя цена Urals (торгуется с дисконтом в $2–3 к Brent) составила лишь $37,85 за баррель, на 33% меньше, чем за тот же период прошлого года. Из-за резко снизившихся нефтяных доходов дефицит федерального бюджета в первом полугодии составил 4% ВВП, а по итогам года прогнозируется на отметке 3,2% ВВП, то есть больше, чем планировалось изначально (3%).