"Во всем виноват Чубайс": будет ли свет в конце реформы энергетики
К сожалению, в последнее время эта надежность вызывает все больше сомнений, а в жизнь потребителя прочно входят такие неприятные слова, как "энергоколлапс" и "блэкаут". Насколько хрупка цепочка между электростанциями и потребителями, последние могли ощутить на себе совсем недавно.
Население в таких случаях привычно ругает Анатолия Чубайса (который во всем виноват еще со времен Ельцина), а эксперты говорят о провале реформы электроэнергетики и, по сути, выдвигают претензии к тому же экс-главе РАО ЕЭС.
Полярная ночь в средней полосе
Еще свежи в памяти последствия "ледяного дождя", когда минувшей зимой десятки населенных пунктов Подмосковья и сотни тысяч жителей по несколько дней оставались без света, а порой даже без тепла и воды. Можно вспомнить и май 2005г., когда начавшаяся с подстанции "Чагино" авария обесточила на несколько часов чуть не полстолицы, а энергетический коллапс вскоре усугубился транспортным.
Причем если это происходит в Москве, где положение дел, казалось бы, должно выгодно отличаться от регионов, то что говорить об остальной России? Достаточно лишь бегло просмотреть новости за последние месяц-два: из-за грозы в Ростовской области 1 июля остались без света около 5 тыс. жителей, аварийное отключение ЛЭП в Красноярском крае 21 июня привело к отключению более 20 тыс. потребителей, грозовой фронт с усилением ветра оставил 3 июня в Нижегородской области без электричества 139 населенных пунктов (более 32 тыс. жителей) и т.д.
После этого можно вернуться к Москве, где в середине мая в Лосиноостровском парке на провода упало дерево и весь подмосковный Королев на пару-тройку часов остался без света. Невольно возникает вопрос: чего ждать еще?
Энергетики вроде бы и готовятся к очередному опасному периоду, а потом, как выразился руководитель одной из энергокомпаний, "встречают Новый год в лесу под елочками", как минувшей зимой. Сейчас, кстати, один из таких периодов - пожароопасный. В Московской объединенной электросетевой компании (МОЭСК), как сообщает ее департамент по связям с общественностью, в связи с этим сформированы дополнительные резервы: приняты более 400 человек оперативно-ремонтного и диспетчерского персонала, более чем на 40% увеличен парк спецтехники, проведены учения, круглосуточно дежурят 205 оперативных бригад. Пока вся система работает в штатном режиме.
Еще один рискованный период - время паводка - в этом году в Московской области тоже прошел штатно. Хотя, как рассказывают энергетики по опыту последних десятилетий, в зоне риска при разливе рек Оки, Москвы и Северки наряду с населенными пунктами могут оказаться и такие важные подстанции как "Белоомут", "Ловцы", "Дединово", "Сельниково" и "Бакунино". К слову, подстанция "Белоомут" обеспечивает электроэнергией одноименный город - 6 тыс. человек населения, не считая местных предприятий. А если бы обесточилась такая подстанция как "Выхино" в Москве, снабжающая электроэнергией целый район, то людей, оставшихся без света, было бы в несколько раз больше.
Эффект падающего дерева
Хотя масштабы аварии зависят от множества факторов, включая возможность резервного энергоснабжения потребителей, массовое отключение, как уже упоминалось, может вызвать любая мелочь. Чаще всего, как показывает статистика МОЭСК (см. график) такими мелочами оказываются деревья или их ветки, падающие на провода из-за ураганов, гроз, снегопадов, "ледяных дождей" и прочих стихийных явлений.
В октябре 2010г. - апреле 2011г. в сетях МОЭСК произошло 2301 технологическое нарушение.
Основными причинами отключений явились:
Эту проблему, правда, энергетики пытаются решить. После все того же "ледяного дождя" расчистка просек значительно активизировалась, и к октябрю текущего года работники МОЭСК планируют очистить от деревьев и кустарника, представляющих риск для ЛЭП, площадь в более 2,3 тыс. га. Но это лишь половина из того, что нужно сделать. Завершение работ ожидается к концу следующего года, и уже после этого можно ожидать существенного снижения риска, связанного с падением деревьев.
Цена износа
Впрочем, эта проблема характерна скорее для Подмосковья, а не для самой столицы, где большинство электрокабелей проложены под землей и такому риску не подвергаются. Но если судить по той же статистике МОЭСК, помимо падающих деревьев есть еще немало факторов, большинство которых так или иначе связаны с техническим состоянием оборудования. И тут пора вспомнить, что износ этого оборудования в среднем по холдингу межрегиональных распределительно-сетевых компаний (МРСК), по данным самого же холдинга, составляет около 70%. Чтобы снизить его хотя бы до 50% в холдинге разработана программа реновации и модернизации, на реализацию которой в течение 10 лет потребуется ориентировочно 2,8 трлн руб.
Программа обсуждается уже давно, но до сих пор непонятно, за счет чего она будет финансироваться. Львиную долю средств, например, предполагается получить путем привлечения кредитов, которые придется возвращать. Да и финансирование за счет собственных средств также неминуемо упирается в тарифы, как единственный источник дохода сетевой компании. И тут вновь приходится вернуться к реформе РАО ЕЭС, основной целью которой было провозглашено привлечение частных инвестиций для модернизации и развития российской энергосистемы. Пусть и не настолько единой, как ранее.
Если генерирующие компании в ходе реформы получили рыночную систему для реализации электроэнергии и мощности, а также гарантии возврата инвестиций через систему договоров на предоставление мощности (ДПМ), то сетевым компаниям по понятным техническим причинам конкурировать между собой не приходится, а в качестве материального стимула им предложено так называемое RAB-регулирование. Подразумевается, что оно позволяет за счет тарифа получать средства не только для поддержания сетей в рабочем состоянии, но и для их развития и модернизации. И даже получать прибыль, например, за счет снижения издержек. На практике эта система дала сбой уже в начале текущего года, когда правительство РФ, столкнувшись с резким ростом тарифов на электроэнергию, начало их корректировать.
Назад в РАО ЕЭС?
По мнению генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, в таких решениях правительства и заключена главная проблема нынешней надежности электросетей. "Всем известно, что сетевое оборудование в гораздо худшем состоянии, чем генерирующее. И главный парадокс в том, что инвестиции заложены в тариф, для снижения которого государство не придумало ничего другого, кроме как сокращение инвестпрограмм. Поэтому и возникает вопрос, будут ли реализованы грандиозные планы холдинга МРСК?", - задается вопросом эксперт.
Он также указывает на то, что в настоящее время даже генерирующие компании стремятся к укрупнению. "Я не исключаю, что совсем скоро сообщат, что ФСТ (Федеральная служба по тарифам) и Холдинг МРСК со своими задачами не справились, и возникнет вопрос об объединении генерации и сетей, как раньше", - полагает К.Симонов, признавая, что и этот вариант тупиковый, поскольку генераторам придется искать средства для поддержки сетей.
Конечно, нельзя сказать, что никаких мер по повышению надежности энергоснабжения не принимается. Например, те же сетевые компании сейчас все же создают необходимые резервы на случай аварийных ситуаций, которые в принципе невыгодно содержать из-за их непостоянной востребованности. Причем в этом им обещает помочь государство. Еще одна идея, продвигаемая Минэнерго после "ледяного дождя" - развитие так называемой "распределенной генерации". Иначе говоря, проще в удаленных населенных пунктах с небольшим количеством жителей установить обособленный дизель-генератор, нежели тянуть туда и поддерживать в рабочем состоянии многокилометровые ЛЭП.
Что же касается перспектив самих сетевых компаний, здесь также есть варианты. Например, президент Дмитрий Медведев уже высказался за скорейшую приватизацию отдельных компаний холдинга МРСК. Подразумевается, что таким образом в лице их собственника появится более эффективный управленец. Кстати, все та же МОЭСК уже передается в управление Газпромбанку, а Томская распределительная компания - вообще французской ERDF.
Тем не менее, по мнению К.Симонова, "за последние полгода ничего хорошего не произошло, и властям стыдно признать, что реформа РАО ЕЭС не состоялась". "Ситуация крайне тяжелая и драматичная: денег нет, а сети все старее. Я думаю, массовых отключений будет все больше. Если вы десятилетиями не инвестировали в развитие сетей, чему тут удивляться? Если бы не было "ледяного дождя", было бы что-нибудь другое, и остается только надеяться на авось, что "ледяные дожди" нас минуют", - резюмирует глава Фонда национальной энергетической безопасности.
Павел Батурин, РБК