В России начала снижаться безработица
Численность официально зарегистрированных безработных вторую неделю подряд снижается на 0,5%, следует из сообщения Минтруда. По состоянию на 20 мая это показатель составил 1 млн 3 тыс. 593 человека. За период с 13 по 20 мая он сократился в 57 и вырос в 25 регионах, а еще в трех — Саратовской, Самарской и Ростовской областях — практически не изменился.
За тот же период наблюдались уменьшение числа работающих в режиме неполной занятости на 7,7% и рост числа вакансий, заявленных работодателями в службу занятости.
С начала года безработица, по данным Росстата, выросла с 5,5% в январе до максимума в 5,9% в марте.
«На рынке труда либо состоялась стабилизация, либо вот-вот состоится», — говорит заместитель директора Центра трудовых исследований ВШЭ Ростислав Капелюшников. Эксперт уточняет, что фиксируемая динамика нормальный сезонный рисунок, однако до этого в течение нескольких месяцев он был нарушен.
«Это означает, что сейчас сезонные влияния оказались более сильными, чем кризисные тенденции. То есть факторы, которые бы подталкивали к сокращению занятости, замораживанию найма, теряют силу, а обычные сезонные факторы начинают играть главную роль и определяют картину движения показателей безработицы», — объясняет Капелюшников.
«Активность работодателей зафиксировалась на определенном уровне: он ниже, чем в прошлом году, но негативная динамика сошла на нет», — соглашается директор по исследованиям рекрутингового портала HeadHunter Глеб Лебедев. Он поясняет, что рынок труда не только объективно отображает ситуацию в экономике, но и учитывает настроения: «Позитивные новости общего характера, например улучшение прогнозов по падению российского ВВП сразу несколькими компаниями, способствуют стабилизации. Если в марте или начале апреля на рынке присутствовали негативные настроения и компании реализовывали планы по оптимизации численности персонала, то по итогам первого квартала, сократив издержки, они увидели, что глобальных проблем нет, бизнес работает и дальше сокращать людей экономически нецелесообразно».
Лебедев уточняет, что делать из приведенной статистики выводы нужно с осторожностью. Во-первых, сейчас пассивный сезон и важно, как будет развиваться ситуация осенью: именно динамика в высокий сезон определит поведение рынка в будущем.
«Мы тоже видим оживление на рынке. Многие компании смотрели на первый квартал, как на некий тестовый период, чтобы понять и оценить ситуацию. Первый квартал прошел, компании увидели достаточно стабильный рост или, по крайней мере, не стагнацию. Поэтому разморозилось некоторое количество вакансий: в основном они связаны с более активным ростом и стратегическими планами компаний, нацеленными на завоевание рынка, открытием новых представительств, подразделений», — говорит управляющий партнер хедхантинговой компании «Агентство Контакт» Марина Тарнопольская.
Количество вакансий, которые были связаны с заменой сотрудников на более эффективных, с декретными ставками, по ее словам, сохранилось в том же объеме. «Поэтому статистику можно подтвердить, но не надо ее трактовать в духе «все прекрасно и замечательно». Срабатывает механизм отложенного спроса: весь четвертый квартал 2014 года и первый квартал этого года компании откладывали найм, чтобы оценить ситуацию, и настал момент, когда без этих позиций и закрытия этих вакансий дальше развиваться трудно — даже по сдержанной программе. Так что мы наблюдаем сейчас всплеск, но он может смениться сжатием в третьем квартале», — предупреждает она.
По мнению Олега Ткаченко, руководителя индустриальной практики рекрутинговой компании Hays в России, на рынке труда также начинают сказываться кампания по импортозамещению и старт крупных национальных инвестиционных проектов, например «Сила Сибири».