Слезть с иглы: как Саудовская Аравия уходит от нефтяной зависимости
Уже к 2020 году Саудовская Аравия «сможет жить без нефти», объявил сын саудовского короля Сальмана Мухаммед бен Сальман. В понедельник он представил правительству план реформ до 2030 года, получивший название «Видение 2030». Кабинет без возражений одобрил его, и документ был подписан королем Сальманом. В интервью телеканалу Al-Arabiya принц Мухаммед заявил, что разработанный им план будет реализован при любых ценах на нефть — больших затрат его реализация не потребует. Саудовский фондовый индекс TASI в понедельник вырос на 2,5%.
Сын короля и заместитель наследного принца Мухаммед бен Сальман возглавляет Совет по делам экономики и развития — ключевой орган экономического планирования в стране, который в том числе курирует работу крупнейшей в мире нефтяной компании — государственной Saudi Aramco. СМИ называют Мухаммеда любимым и самым влиятельным сыном короля Сальмана, взошедшего на престол в начале 2015 года. После провала переговоров о заморозке цен в Дохе Bloomberg и FT писали, что теперь именно принц Мухаммед, а не министры-технократы определяет политику королевства на нефтяном рынке.
Фонд реформ
Главным инструментом, который должен избавить страну от нефтяной зависимости, станет суверенный инвестиционный фонд Public Investment Fund, переформатированием которого занимается принц Мухаммед. Основные параметры фонда были известны заранее, в понедельник принц только уточнил их. Общий объем фонда должен составить $2 трлн. В его активы войдут крупные государственные предприятия — не только в промышленности, но и в недвижимости. Они будут акционированы и частично приватизированы.
Акционировать планируется и саудовский оборонный холдинг, о создании которого было недавно объявлено. «Как мы можем быть третьей в мире страной по затратам на вооружения и не иметь собственной военной промышленности?» — задавал риторический вопрос бен Сальман в ходе интервью. По его инициативе Эр-Рияд собирается создать холдинг под полным госконтролем, который объединил бы все военно-промышленные предприятия страны. После этого компанию планируется сделать публичной, проведя ее IPO на саудовской бирже.
Вырученные от продажи госактивов средства Эр-Рияд планирует инвестировать в зарубежные активы. Как заявил телеканалу Al-Arabiya принц Мухаммед, на фонд будет приходиться около «10% мирового объема инвестиций».
Акционирование Saudi Aramco
Главным активом фонда должна стать доля в крупнейшей в мире по объему запасов и экспорта нефтяной компании Saudi Aramco. Сейчас она полностью принадлежит государству. В понедельник принц подтвердил намерение провести IPO крупнейшей в мире нефтяной компании. Продавать Эр-Рияд планирует лишь 5% акций Saudi Aramco. Они будут размещены на саудовской бирже Tadawul, а также на зарубежных биржах, возможно в США, заявил Мухаммед. Оставшиеся 95% поступят в распоряжение Public Investment Fund. Ранее СМИ называли в качестве вероятной даты акционирования Saudi Aramco 2017 год.
Принц Мухаммед заявил, что речь будет идти о «крупнейшем IPO в истории». Оценить непубличную Saudi Aramco трудно. Ее выручка в 2014 году составила $378 млрд. Потенциальную рыночную стоимость компании оценивают не менее чем в $1 трлн — сейчас так много не стоит ни одна из публичных компаний на мировом фондовом рынке. Выручку Saudi Aramco в 2014 году Bloomberg исходя из запасов (260 млрд баррелей) и негативного прогноза цены на нефть ($10 за баррель) оценивает не менее чем в $2,5 трлн. В FT приводится даже оценка в $10 трлн. Сам принц Мухаммед придерживается консервативной оценки в $2 трлн.
Зеленая карта ислама
Другой частью программы реформ будет введение в течение пяти лет системы Green Card. Она позволит арабам и мусульманам из других стран жить и работать на территории Саудовской Аравии длительное время. «Это будет источником доходов для властей», — подчеркнул бен Сальман. Он не уточнил, как этот план будет сочетаться с давно принятой программой по «саудизации» местного бизнеса. Так как низкооплачиваемым физическим трудом в королевстве заняты в основном мигранты из Пакистана и Бангладеш (их доля в населении согласно переписи 2010 года составляла 31%), а высококвалифицированные рабочие места занимают приглашенные с Запада специалисты, Эр-Рияд, как и прочие страны Персидского залива, взял курс на замещение руководящих должностей местными кадрами. Только в минувшую пятницу министр труда Муфредж аль-Хакабани отчитывался об успехах в «саудизации» телекоммуникационного сектора.
В рамках плана развития страны также планируется привлекать в Саудовскую Аравию туристов. В частности, власти намерены построить крупнейший в мире музей, посвященный исламу.
Меньше субсидий, больше налогов
Властям придется сократить субсидии для населения. Принц Мухаммед пообещал, что Эр-Рияд постарается минимизировать ущерб для жителей страны, в частности будет предоставлять денежные пособия семьям со средним и низким доходом. Однако он отметил, что сокращение государственных субсидий коснется всех, включая и министров и его самого. Это должно принести в бюджет королевства порядка $30 млрд в год. Мухаммед также прокомментировал рост тарифов на бензин и электроэнергию, на который королевство пошло после обвала цен на нефть. По его словам, новые меры не затронули обычных граждан, чего нельзя сказать о росте тарифов на водоснабжение. По оценке Джона Сфакианакиса из исследовательского центра Gulf Research Center в Эр-Рияде, счета за воду выросли в 5–6 раз.
Согласно данным МВФ в настоящее время в королевстве субсидии на бензин, дизельное топливо, электроэнергию и природный газ составляют до 10% ВВП, или около $60 млрд в год.
Отменив субсидии, саудовские власти еще и введут новые налоги, в частности НДС и налог на роскошь, а также на напитки с высоким содержанием сахара. За счет этого доходную часть бюджета планируется увеличить еще на $10 млрд в год. Бюджет этого года в королевстве был сверстан с дефицитом в $87 млрд.
В то же время принц подчеркнул, что Эр-Рияд не собирается отказываться от ранее запланированных инфраструктурных проектов. Подтверждением тому выглядит объявление о начале строительства через Красное море автомобильного моста Короля Сальмана протяженностью 10 км и стоимостью порядка $4 млрд. В интервью Al-Arabiya принц Мухаммед заявил, что этот мост «соединит Европу и Азию и создаст огромные возможности для строительного бизнеса и инвестиций». В то же время затраты на развитие транспортной сети и инфраструктуры из бюджета все-таки сократились в 2016 году на 63% (к 2015 году), до $6,4 млрд.
В 2016 году планируется снизить бюджетный дефицит с 16 до 13% ВВП по сравнению с 2015-м. Кроме того, Эр-Рияд планирует снизить уровень безработицы с 11,6 до 7%. Урезание бюджетных расходов уже дало свои плоды: если в 2015 году, по данным МВФ, бюджет королевства мог быть сбалансированным при цене на нефть марки Brent $94 за баррель, то в 2016 году — при $66.
Реформы за счет низкого роста
«Уход от экономики, зависимой от нефти, крайне сложен. Саудовская Аравия говорит о необходимости такого шага уже несколько десятилетий, но пока не достигла большого прогресса в этом направлении. Принцу предстоит очень сложная задача», — говорит Bloomberg профессор техасского университета A&M Грегори Гаус.
Эксперты Международного валютного фонда предупреждают, что сокращение госрасходов повлечет снижение темпов экономического роста. Согласно опубликованному 25 апреля докладу МВФ в результате сокращения бюджетных затрат темпы роста несырьевой экономики в нефтедобывающих странах Персидского залива в 2016–2021 годах составят лишь 3,25% (в предыдущие десять лет — в среднем 7,75% ежегодно). По словам руководителя департамента МВФ по Ближнему Востоку и Центральной Азии Масуда Ахмеда, это может привести к тому, что к 2021 году в странах региона будет порядка 3 млн безработных. Ахмед в интервью Bloomberg отмечает, что замедление роста это «логическое следствие сокращения бюджетных затрат».
Вместе с тем, отметил Ахмед, в МВФ считают, что Саудовская Аравия «на правильном пути». «В текущих экономических условиях абсолютно необходимо иметь план и цели на среднесрочную перспективу», — сказал представитель МВФ.
Проблемы для реализации саудовских реформ, по мнению экспертов, могут создать и традиционные институты королевства. В частности, по мнению Джеймса Дорси из Технологического университета Наньяна, в дальнейшем принцу Мухаммеду обязательно придется привносить изменения в отношения между саудовским правящим домом и исламским ортодоксальным духовенством, чей консерватизм вредит международной репутации Саудовской Аравии.