Минфин раскрыл формулу покупки валюты
Минфин с февраля 2017 года начнет операции по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем рынке, они будут проводиться «в целях повышения стабильности и предсказуемости внутренних экономических условий», а также снижения влияния цены на нефть на российскую экономику и бюджет, говорится в сообщении ведомства. Для проведения операций министерство будет привлекать Центральный банк.
Пока цена на нефть российской марки Urals превышает заложенный в бюджет уровень $40 за баррель, Минфин будет покупать валюту в объеме дополнительных нефтегазовых доходов (оценочных доходов от превышения фактической цены нефти над $40), поясняет Минфин. В случае понижения цены на нефть ниже $40 министерство будет продавать валюту.
В начале каждого месяца Минфин будет публиковать оценку дополнительных (или выпадающих) нефтегазовых доходов и, соответственно, месячный план по покупке (продаже) иностранной валюты, следует из сообщения ведомства. Дневной объем операций будет рассчитываться путем деления месячного объема на количество торговых дней. В ходе торгового дня валюта тоже будет покупаться (продаваться) равномерно.
Дополнительные нефтегазовые доходы на текущий месяц будут рассчитываться как превышение оценочных нефтегазовых доходов (которые будут зависеть от фактических котировок Urals и курса рубля за предыдущий месяц) над заложенными в бюджет. А месячный объем покупок валюты будет определяться как дополнительные нефтегазовые доходы по оценке на текущий месяц плюс отклонение фактически полученных нефтегазовых доходов за предыдущий месяц от оценочных за тот же месяц. Иными словами, «ошибки» в оценке нефтегазовых доходов за предыдущий месяц будут автоматически корректироваться в следующем месяце.
«Данный подход в сущности представляет собой реализацию механизма минимизации влияния изменчивости нефтяных цен на внутренние экономические условия до введения бюджетных правил», — отмечает Минфин. Без действующих бюджетных правил дополнительные нефтегазовые доходы в 2017 году не могут быть использованы на финансирование расходов федерального бюджета.
ЦБ поможет, но без ущерба для независимости
Банк России после объявления Минфина подтвердил, что будет проводить сделки на валютном рынке в соответствии с опубликованным порядком, но указал, что его подходы к денежно-кредитной политике никак не меняются. ЦБ по-прежнему не намерен проводить валютных интервенций с целью влияния на номинальный курс рубля, остающийся плавающим. Собственные операции ЦБ на валютном рынке возможны только в случае угроз для финансовой стабильности или с целью накопления валютных резервов — если они и будут проводиться, то независимо от механизма Минфина, следует из сообщения Банка России.
И Минфин, и ЦБ указывают, что влияние «бюджетных» валютных операций на ликвидность будет в целом нейтральным. Дело в том, что объем рублевых вливаний в систему за счет покупки Минфином валюты будет нивелироваться сопоставимым сокращением трат Резервного фонда на покрытие запланированного бюджетного дефицита, следует из объяснений Минфина.
25 января Bloomberg сообщил, что ЦБ в ближайшее время начнет скупать валюту. По данным агентства, ежемесячный объем интервенций при текущих нефтяных котировках, вероятно, составит около $1 млрд. В рамках нового механизма ЦБ будет покупать доллары на рынке в объеме, примерно эквивалентном дополнительным доходам казны от превышения фактической цены на нефть $40 за баррель, заложенной в бюджете на 2017 год для сорта Urals. Механизм призван защитить обменный курс от колебаний цен на нефть, пишет Bloomberg.
Слишком «непредсказуемый» рубль
Ранее правительство приняло решение не тратить сверхдоходы от укрепляющейся нефти на финансирование дополнительных расходов бюджета до принятия нового бюджетного правила. Бюджетное правило, предусматривающее перевод сверхдоходов от нефти в резервы, должно начать работать с 2020 года. Оно определит базовой ценой нефти отметку $40 за баррель и будет ограничивать бюджетные расходы так, что они должны будут равняться базовым доходам за вычетом процентных расходов на обслуживание долга, объяснял в сентябре Силуанов. В 2018–2019 годах, по словам министра, должна произойти «подводка, вхождение в конструкцию постоянно действующих бюджетных правил». По оценке Минфина, дополнительные поступления в бюджет при средней цене нефти $50 за баррель составят около 1 трлн руб., что эквивалентно примерно $17 млрд при текущем курсе.
В бюджет на 2017–2019 годы заложена цена нефти $40. Однако в последнее время она укрепилась вслед за мировыми ценами: за период мониторинга с середины декабря 2016 года по середину января 2017-го средняя цена Urals составила $52,5.
19 января первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что ЦБ может начать закупать валюту на рынке из-за укрепления цен на нефть. «При сегодняшних ценах на нефть и с учетом принятого решения нетраты дополнительных нефтегазовых доходов мы можем с уверенностью говорить о возможности покупки валюты на рынке», — заявил Шувалов. Как отметил чиновник, волатильность рубля плохо сказывается на российских экспортерах, из-за чего правительство считает важным «обеспечить бóльшую предсказуемость рублю, его меньшую подверженность малопредсказуемым изменениям цен на нефть». Рубль за прошлый год укрепился на 20% и продолжил укрепление в 2017-м.