Россия может в одностороннем порядке ввести пошлины для Украины
Перекрыть поток украинской продукции без поддержки соседей трудно, считают эксперты.
Вчера в Сочи состоялось заседание Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Накануне источники РБК говорили, что на нем Россия, Белоруссия и Казахстан могут договориться об общих мерах экономического реагирования на подписание Украиной соглашения об ассоциации. Однако после встречи первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что решение о защите национального рынка будет приниматься на уровне правительства России, а не ЕЭК.
Для защиты Россия может применить шестое приложение к договору о зоне свободной торговли в СНГ. По нему страны — участницы зоны свободной торговли (куда сейчас входит Украина) могут устанавливать ненулевые ставки таможенных пошлин к странам зоны, если в результате произошел существенный рост импорта зарубежных товаров через границу одной из стран. Другими словами, Россия может поднять ставки на продукцию из Белоруссии или Казахстана, если докажет, что товар импортируется сначала из ЕС на Украину, а затем из Украины попадает на рынок Белоруссии и Казахстана. Ненулевые ставки не могут быть выше тех, которые приняла на себя страна в рамках вхождения в ВТО.
Российские ведомства экономического блока, включая таможенную службу, в случае подписания Украиной соглашения будут отслеживать ситуацию с поступающими товарами с территории стран Таможенного союза и не исключают введения защитных мер, сказал РБК участник совещания.
Схема контроля будет выглядеть следующим образом: в случае роста объемов поступающих отдельных групп товаров российская таможня будет запрашивать информацию о причинах увеличения поставок у таможенных служб Белоруссии и Казахстана и в случае необходимости вводить так называемый профиль риска. Россия сможет повышать пошлины в отношении отдельных групп товаров, включенных в профиль риска, до европейского уровня и вводить обычный режим оформления товаров. Сейчас для Украины действует льготный таможенный режим: товары облагаются нулевой таможенной пошлиной (исключение составляет белый сахар, который облагается по ставке 340 долл. за тонну), и в отношении их действует упрощенный режим оформления.
"В объяснении введения пошлин в отношении Украины реэкспортом содержится доля лукавства. У Украины с ЕС всегда были пошлины ниже, чем у России, однако ранее о реэкспорте никто не говорил. Если продукция пересекает границу Украины, а там ей наклеивают украинскую марку и отправляют в Россию, то это нарушение законов ВТО", — говорит директор Центра исследований международной торговли ИПЭИ РАНХиГС Александр Кнобель. По его словам, по правилам ВТО, чтобы продукция могла считаться украинской, в ней должно быть не менее 30% добавленной стоимости от Украины. Иначе это простая контрабанда.
Мера будет действенной, даже если эта защитная мера будет введена только Россией на национальном уровне, считает один из участников совещания: "Вопрос будет решаться на уровне механизмов более тесного взаимодействия таможенных служб трех стран". "Существующий уровень взаимодействия таможенных служб России, Белоруссии и Казахстана, в том числе в сфере борьбы с контрабандой, позволяет решать любые задачи, которые ставятся перед таможенными органами каждой страны", — сказал РБК представитель ФТС.
Но решение России в одностороннем порядке устанавливать ненулевые пошлины и следить за товарами из стран — участниц зоны свободной торговли ставит под сомнение саму идею существования Таможенного союза, считает вице-президент "Деловой России" Виталий Сурвилло. "Если мы говорим о единой зоне и если мы отказываемся от проверки товарных потоков на границе внутри ТС, то как осуществить озвученное Шуваловым без договоренностей с Казахстаном и Белоруссией, я не представляю", — сказал он.
Ранее президент Белоруссии Александр Лукашенко заявлял, что не видит никаких проблем сотрудничества Украины и ЕС, отмечая, что проблема вступления Украины в ЕС и сотрудничество с Таможенным союзом слишком политизированы. "Белоруссия всегда будет против введения каких-то барьеров при торговле с Украиной. Это важный торговый партнер. А без согласия Белоруссии Россия не сможет применять 6-е приложение", — считает Кнобель.
Яна Милюкова, Елена Малышева, Юлия Забавина