СМИ узнали о планах Брюсселя взять под контроль контракты «Газпрома» в ЕС
Немецкое издание ссылается на черновик документа, который Еврокомиссия обнародует в среду, 25 февраля. Речь идет о новой стратегии общеевропейской энергетической безопасности. Острая необходимость пересмотреть этот вопрос возникла с началом украинского кризиса, когда надежность поставок газа из России в ЕС оказалась под угрозой.
Согласно проекту, государства – члены Евросоюза лишаются части суверенитета в энергетической политике в пользу Еврокомиссии. Прежде чем подписать новые соглашения с третьими странами – поставщиками газа, государства ЕС должны будут передать договоренности на рассмотрение Еврокомиссии «на предмет соответствия законам ЕС», за Брюсселем останется последнее слово по сделке.
Как отмечает SZ, такой порядок принятия решений будет касаться и коммерческих контрактов – в частности, соглашений немецких концернов Wintershall и E.On с «Газпромом». Но еще в апреле 2014 года правительство ФРГ утверждало, что в частные договоренности оно вмешиваться не будет: «Немецкие предприятия имеют с российскими партнерами долгосрочные контракты, некоторые из них рассчитаны более чем на 20 лет. Правительство Германии не является одной из сторон в договорах и не влияет на их содержание».
Договоры «Газпрома» с европейскими клиентами всегда были строго конфиденциальны, но будущие сделки могут лишиться этой прерогативы – их по крайней мере будет внимательно изучать Еврокомиссия.
Издание предполагает, что новая стратегия вызовет критику национальных властей как вмешательство в суверенные дела, идущее вразрез с Договорами ЕС. Скажем, по Лиссабонскому договору обязанность Брюсселя – лишь обеспечивать поставки энергоносителей в ЕС; право же государств-членов – определять условия использования энергоресурсов, выбирать между различными источниками энергии и определять структуру поставок.
Для стран, серьезно зависящих от одного из поставщиков, предусмотрена возможность «добровольного объединения для совместных закупок». Инициаторами предложения SZ называет страны «Вышеградской четверки» – Польшу, Венгрию, Чехию и Словакию. Они импортируют из России от 60 до 90% своих газовых нужд.
Спор Брюсселя с Будапештом
Одна из европейских стран – Венгрия – уже выступила открыто против планов Брюсселя контролировать газовые контракты. Президент России Владимир Путин 17 февраля в Будапеште провел переговоры с венгерским премьером Виктором Орбаном. По итогам переговоров лидеры объявили о достижении политических договоренностей по новому контракту на поставки газа на смену истекающему в 2015 году. Орбан не скрывал удовлетворения: по его словам, Венгрия обеспечила себе более гибкие условия оплаты российского газа и фактически договорилась об отмене принципа «бери-или-плати» (take or pay). Благодаря этому страна сможет использовать не выбранный по старому контракту газ на сумму около €3 млрд в будущие периоды и будет платить за него по мере фактического использования, рассказал венгерский премьер.
Но, как писала The Wall Street Journal, еврокомиссар по энергетике Марош Шефчович заявил, что Еврокомиссия предпочла бы, чтобы переговоры и сделки, подобные российско-венгерским, происходили при ее участии. «В идеале Еврокомиссия хотела бы быть частью переговорной команды. Прежде всего одним из ключевых элементов энергетической безопасности должна быть большая прозрачность», – заявил он изданию. Шефчович добавил, что главной целью Еврокомиссии является предотвращение монополизма со стороны поставщиков энергоресурсов.
После этого Орбан заявил, что у Венгрии «большая проблема» с Брюсселем из-за планов создания Энергетического союза, угрожающих суверенитету отдельных стран ЕС.
Будущее газовых поставок из России в Европу
В декабре 2014 года президент России Владимир Путин объявил о закрытии проекта «Южный поток» – газопровода, который должен был пройти по дну Черного моря до побережья Болгарии. Решение было принято из-за того, что Болгария под давлением Еврокомиссии долгое время не выдавала разрешение на проект. «Мы не отказались от него – нам не дали его реализовать», – подчеркнул Путин в ходе визита в Венгрию неделю назад. Теперь вместо «Южного потока» «Газпром» хочет построить аналогичный по мощности газопровод через Турцию до границы с Грецией. Если проект будет реализован, это полностью изменит модель поставок российского газа в Южную Европу. Европейские клиенты должны будут профинансировать строительство новых трубопроводов до границы Греции и Турции и согласиться на новые контрактные условия поставок – до границы с ЕС. «Газпром» же с помощью «Турецкого потока» по-прежнему хочет прекратить транзит газа через Украину после 2018 года. Останутся и действующие маршруты российского газа в обход Украины – по «Северному потоку» и по газопроводу Ямал – Европа.
Представитель «Газпрома» Сергей Куприянов заявил РБК, что новые планы Еврокомиссии по вмешательству в двусторонние газовые контракты – это «продолжение политики, начатой не вчера». «Парадокс сегодняшней газовой сферы Европы – под предлогом борьбы с нерыночным поведением России происходит отказ от экономически обоснованных решений и внедряется директивное управление, – прокомментировал он. – А под флагом борьбы за конкуренцию закрываются рынки для одних участников и создаются преференции для других».